Наставническая деятельность в МБДОУ №57
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Подробнее
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования.
Систему наставничества в Архангельской области осуществляет ГАОУ ДПО АО ИОО посредством деятельности структурного подразделения — центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. (перейти) смотреть
- Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
- Задача наставника - помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с молодым педагогом, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только молодых педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.
- Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным.
В опыте работы МБДОУ № 57 «Лукоморье» используются коллективная и индивидуальная формы наставничества, все педагоги с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
- повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
- развить у молодых специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОО;
- предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
- снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОО;
- ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
- добровольность и целеустремленность работы наставника;
- контакт наставника и молодого педагога;
- личный пример наставника;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- уважительное отношение к мнению молодого педагога;
- направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
- обучение на рабочем месте;
- участие в работе методических объединений (ДОО, округа, города);
- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- открытые занятия коллег;
- решение и анализ педагогических ситуаций;
- обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. (Обращение Министра просвещения РФ Сергея Сергеевич Кравцова.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» |
|
Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» |
|
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» |
|
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», «Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников») |
|
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») |
|
Документы регионального значения |
|
Распоряжение Министерства образования Архангельской области № 483 от 22.03.2022 «О внедрении системы (целевой модели) наставничества по форме «педагог-педагог» в Архангельской области» |
|
Распоряжение № 1842 от 17 октября 2022 года «О внесении изменений в распоряжение министерства образования Архангельской области от 22 марта 2022 года № 483» |
|
Мониторинг о внедрении ЦМН в Архангельской области на 22.03.22 |