Рекомендации для начинающих воспитателей
Паюсова Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 57 «Лукоморье»
13.12.2021
Организация жизни и двигательной активности детей в детском саду в значительной мере зависит от педагогов и специалистов.
Общеизвестно, что потребность организма ребенка в кислороде возрастает в возрасте от 3 до 7 лет на 40 %. На Севере, он особенно необходим детям.
Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, на прогулке следует подбирать игры и упражнения, выполняя которые дети дышат легко, без задержки. Необходимо упражнять их в беге и прыжках, так как глубина дыхания при этом увеличивается.
Для того чтобы прогулки приносили детям радость и способствовали формированию интереса к окружающему миру, играм и упражнениям, надо стараться использовать разнообразные методы и приемы. Сюжеты игр для прогулок необходимо подбирать такие, чтобы дети пользовались возможно большей площадью участка (например, игры в путешествия).
Особенно актуальным является проведение игр на прогулке в форме двигательных упражнений. При таком способе вся деятельность детей объединяется интересным сюжетом, общей темой.
Предлагаю Вашему вниманию игровую программу, которую можно организовать на прогулке с детьми средней группы.
Игровая программа на открытом воздухе «Как Снеговик друзей искал»
(средняя группа)
Воспитатель и музыкальный руководитель собирают детей в круг на игровой площадке.
Вед:
На дворе у нас мороз,
Мерзнут щеки,
Мерзнет нос.
Это зимушка-зима
Снег и холод принесла.
Белый снег лежит кругом,
Белым стал забор и дом.
Даже крыша серая
Вся от снега белая.
Вед: Вы хотите отправиться на волшебную лесную полянку? Дети отвечают.
Давайте, ребята, покажем, как идет снег на нашей полянке.
Упражнение на координацию речи и движения «Снег шел»
Педагог читает текст, дети выполняют упражнения.
Снег шел, шел, шел…
На полянку пришел: Намел сугроб высотой с небоскреб, Немного полежал и дальше побежал Снег шел, шел, шел… И в лес пришел: На ветках покачался, С лисою повстречался, Намел сугробов в чаще – И пошел дальше. |
(Дети ходят, делая плавные движения руками вверх-вниз) (Останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой) (бегают врассыпную) (дети ходят, делая плавные движения руками вверх-вниз) (поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону) (наклоняются, отводя руки назад) (делают мягкие движения руками вправо-влево перед собой) ( Идут по кругу) |
(А. Усачев)
Вед: А ребятки зимы и мороза не пугаются,
На саночках с горки катаются!
Игра «Санки»
Звучит фонограмма «Бубенцы» (на мотив английской народной песни «Бубенцы»)
Саночки летят, Бубенчики звенят, И во дворе звучит, Веселый смех ребят. |
(Дети, держась за руки, встают в пары, (один ребенок впереди, другой сзади) и бегут по кругу.
|
Впереди сугроб, В снег упали – стоп! Санки на боку, А мы сидим в снегу. |
(на слово «стоп» присаживаются)
|
Припев: Ля -ля-ля, ля-ля-ля, Ты вставай, дружок! Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, Отряхнем снежок! Топ-топ-топ, Топ-топ-топ, Топай веселей! Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, Ручек не жалей! |
(встают на ноги и отряхивают снег ладонями)
(ставят руки на пояс -топают ногами)
(хлопают в ладоши) |
В саночки садись, С горки снова мчись. 2. Веселятся все, Рады мы зиме. Впереди сугроб. В снег упали - стоп! Санки на боку, Опять сидим в снегу.
|
(встают в пары, меняясь местами, повторяются движения первого куплета) |
Вед:
Прикатились санки,
Прямо на полянку,
Будем, дети, играть,
Снежные комки катать.
Двигательное упражнение «Снеговик»
Тра-та-та, тра-та-та, Рада снегу детвора Тра-та-та, тра-та-та, Лепим мы снеговика! Ком на ком поставим, Глазки подведем, Нос – морковку вставим, Шапочку найдем. |
(дети лепят снежки то одна рука сверху, то другая).
(соединяют руки перед собой, поднимают их вверх) (Воображаемые движения двумя руками, как бы рисуя «глазки» в воздухе) ( приставляют к носу кулачок) (кладут ладони наголову) |
Вед: Посмотрите, дети, у нас получилась настоящая Снежная баба!
На площадку выходит снежная баба, здоровается с детьми и с ведущей.
Снежная баба:
Я, ребята, баба снежная,
Такая веселая и чудесная!
Очень я люблю играть-
Бегать, прыгать, догонять!
Игра «Снежная баба»
На земле чертят круг, посредине Снежная баба. Это ее «дом». Дети находятся недалеко от дома.
Как только дети произносят слова:
Дети: Баба снежная ты покружись,
И ребятам нашим поклонись.
Раз, два, три! Раз, два, три! |
(3 хлопка у правой щеки, 3 хлопка у левой). |
Нас скорее догони!
Как только произнесены эти слова, дети разбегаются. Снежная баба их ловит и отводит в «дом». Игру можно проводить под бубен; закончить действие Снежной бабы тогда, когда бубен перестанет звучать.
Снежная баба:
Как мы весело играли,
И нисколько не устали!
Будем мы играть, плясать, всех весельем удивлять!
Снежная баба: Я принесла вам много снега! Превращаю вас в снежиночек.
Игра «Снежинки и ветер»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Снежная баба:
Снежинки, снежинки по ветру летят Снежинки, снежинки на землю хотят Злой ветер все дует сильней и сильней Снежинки кружатся быстрей и быстрей. Вдруг ветер утих, стало тихо кругом Снежинки слетелись в большой снежный ком! |
( легкий бег в разных направлениях) (приседают). (медленно кружатся) ( кружатся быстрей) (останавливаются). (бегут к воспитателю и приседают вокруг нее). |
Вед: Какой большой ком получился из разных снежинок!
Снежная баба:
А сейчас пришла пора
Танцевать вам, детвора!
Исполняется «Зимний танец»
Дети, стоя в кругу, выполняют движения, о которых говорят.
Два притопа, два прихлопа,
Снежные шарики.
Мы играем, мы танцуем,
Рукавички, валенки.
Два притопа, два прихлопа,
Пальчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе,
Девочки, мальчики!
На слова «девочки» произносят только девочки, на слова «мальчики»- мальчики. Слова можно напевать на слова русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени». В перерывах двигаются под бубен легким бегом, хороводом, прыжками.
Снежная баба: На память о нашей встрече все получают по открытке. (раздает сувениры-открытки).
Звучит веселая музыка, дети прощаются со Снежной бабой, заходят в группу.