Как научить малыша 3-4 лет петь?
Паюсова Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ №57 «Лукоморье»
20.05.2021
Довольно часто приходится слышать от родителей: "У моего ребенка нет слуха, мне кажется, что она плохо поет, на занятиях музыкой он вообще не раскрывает рта, она поет все песни на один мотив" и т.д.
В чем же дело? В детском возрасте ребенок учится говорить и порой ему трудно выполнять две функции сразу: воспроизводить правильный текст песни (за это отвечает левое полушарие) и точно исполнять мелодию (за это отвечает правое полушарие).
Ребенок может что-то "мурлыкать" себе под нос и иногда довольно точно петь обрывки музыкальных фраз, услышанных по телевизору, например: "М-м-м Данон".
Если вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок будет подражать и пытаться петь вместе с вами. Не всегда у него будет получаться пропевать мелодию чисто. К трем - четырем годам дети обычно способны воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из 5- 6 звуков, но не более. Высказывания, такие как: "Ты не правильно поешь, открывай рот, пой громче, это не так" могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь, у него пропадет интерес к этому делу. Если это так сложно и не получается, то зачем же вообще петь.
Чтобы подобного не возникло, попробуйте поиграть с малышом в музыкальные игры, которые доставят вам и вашему ребенку не только большое удовольствие, но и позволят ему точнее петь и поверить в свои музыкальные способности.
Существует несколько способов, которые мы используем на своих занятиях для того, чтобы развить навыки пения у детей 2 - 5 лет.
Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу и пойте ее, но не сидя на одном месте, а активно - двигайтесь, изображайте то, о чем поется. Для большей наглядности используйте различные предметы (чтобы задействовать зрительную модальность). В этом случае ребенок лучше и быстрее запомнит текст, и ему не будет скучно повторять мелодию.
Малыш запомнил песенку, но не слышно как он поет. Возьмите простой лист бумаги и скрутите его в трубочку - это рупор, если петь в него, то звук становиться громче. Можно попеть в резиновую трубочку: один конец поднести к губам, а другой - к уху, тогда ребенок услышит себя.
Звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать! Наверняка у вас дома есть свечи, для них есть хорошее применение: если петь на горящую свечу, то видно, как пламя склоняется то в одну, то в другую сторону. А вот если "звук не вылетает", то и огонек стоит ровно как солдатик. Почувствовать "летящий звук" можно, если петь на ладошку.
Ребенок песенку не поет, а проговаривает. Необходимо поработать с гласными звуками. У каждой мамы есть в запасе красивые ниточки или ленточки. Сложите их в "музыкальную коробочку" или мешочек и медленно вытягивайте по одной, при этом пропевая длинный звук (как будто вместе с ниточкой выходит звук). Можно рисовать предметы в воздухе или на бумаге и на любой гласный звук пропевать линию (линия вверх - звук повышается, вниз - звук понижается).
Малыш тянет звуки, но точно не попадает. Попробуйте сыграть в игру "передай". Возьмите любой небольшой предмет, который хорошо помещается в руке ребенка, и дайте ему этот предмет вместе со звуком. Малышу же нужно вернуть предмет и звук снова вам. Если он правильно возвращает звук, то вы ему даете следующий. Затем поменяйтесь ролями, теперь звуки получать и возвращать будете вы. Если ребенок хорошо справляется с этой игрой, предложите ему не один а два, три звука одновременно.
Мы надеемся, вы поверили в то, что обучение пению в дошкольном возрасте это увлекательный процесс. Приятным подарком за ваше терпение и труд будет радость ребенка от ощущения, что у него получается правильно, чисто и красиво петь.