Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Проект
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Проект "Северодвинск-моя малая родина"
Проект «Северодвинск — моя малая Родина»
Рыбаченко Оксана Юрьевна,
воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ № 57 «Лукоморье»
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы: Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького северянина – это прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая родная природа, которая его окружает, памятные места родного Северодвинска, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся горожане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта: Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
2. Учить детей ориентировке на улицах года, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Северодвинского городского округа. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Предполагаемый результат:
- дети могут знать и называть место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну города;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Темы блоков:
-
Мой родной город. Улицы моего города.
-
Познавательная беседа «По улицам нашего города» (знакомство с историей и достопримечательностями г. Северодвинска);
-
Целевая прогулка по близлежащим улицам «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем». Повторение домашнего адреса;
-
Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Северодвинска». Чтение, рассказывание детям о нашем городе. Рассматривание принесенных из дома фотографий, иллюстраций из семейных архивов;
-
Дидактические игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Узнай, назови, что на фотографии»;
-
Оформление в группе фотовыставки «Мы любим и знаем свой город»;
-
Смотр-конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Северодвинск»;
-
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие по городу», «Детский сад».
-
-
Здания и достопримечательности города.
-
Рассказ педагога «Памятники, мемориальные доски, достопримечательности Северодвинска». Рассматривание фотографий, альбомов в книжном уголке с памятными местами г. Северодвинска;
-
Целевая прогулка по ул. Корабельная. Закрепление знаний о первых улицах, зданиях, жилых домах нашего города;
-
Экскурсия в детскую библиотеку;
-
Целевая прогулка к школе искусств г.Северодвинска;
-
Составление рассказов «Детский сад – наш дом родной». Коллаж «Наш любимый детский сад» (коллективная работа детей и педагогов);
-
С/ролевые игры «Гастроном», «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек». Д/игры «Наш город», «Назови профессию», «Знакомые вывески»;
-
Смотр-конкурс макетов «Дом, где мы живем». Составление макета города.
-
3. Транспорт города. Дети на улице.
-
Знакомство с дорожными знаками для пешеходов, со светофором. Наблюдение за движением машин на улице;
-
Целевая прогулка к пешеходному переходу, светофору: обучение правилам безопасного дорожного движения, перехода через улицу;
-
Аппликация «Автобусы едут по городу». Закрепление знаний о городском транспорте.
-
Дидактические игры «Красный, желтый, зеленый», «Можно-нельзя», «Дорожные знаки»;
-
Сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу в автобусе», «Зеленый огонек»;
-
Познавательная викторина «Светофор Светофорович в гостях у ребят».
4. Природа родного города. Места отдыха горожан.
-
Беседа о сохранении природы родного города;
-
Целевые прогулки в парк, на озеро в разные периоды года;
-
Труд детей в природе: уборка сухих листьев, сбор семян, уборка снега, посадка растений;
-
Акция «Покормите птиц зимой!»;
-
Рассматривание деревьев, листьев во время прогулок. Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе Северодвинска, Урала в разное время года. Чтение стихотворений о березке – символе России и Севера;
-
Познавательная викторина «Кто живет в северном лесу?»;
-
Экскурсия в зимний парк, в ледяной городок, наблюдения за играющими детьми, закрепление правил поведения в общественном месте;
-
Обогащение представлений детей о народных зимних играх-забавах на прогулках, игры в снежки, катание с гор, на санках, лыжах;
-
Оформление и презентация семейных газет: «Как мы отдыхаем всей семьей», «Как я провел это лето».
5. Северодвинцы – жители города.
-
Знакомство с профессиями горожан. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада. Целевые прогулки по близлежащим улицам города: наблюдение за работой людей по благоустройству города.
-
Экскурсия в кафе Лакомка «Откуда к нам приходит пирожное? »
-
Экскурсия в Детскую художественную студию города «Знакомство с ремеслом мастеров народной росписи».
-
Экскурсия на почту «Кто работает на почте? »
-
Игра-занятие «Путешествие в город мастеров» (профессии работников детского сада).
-
Д/игры «Кому что нужно для работы? », «Назови профессию», «Знакомые вывески»;
-
Праздничное занятие-концерт для пап и дедушек. «Наши защитники». Встреча с военнослужащими;
-
Рассматривание иллюстраций с изображением оружия, солдат разных родов войск. Выпуск плаката-поздравления в группе «Будем в армии служить» (коллективная работа);
-
«Знакомство с профессиями наших мам» (городские учреждения);
-
Знакомство с символом города.
6. Подведение итогов проекта.
-
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»;
-
Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину?»;
-
Итоговое НОД «Моя малая Родина – Северодвинск».