Использование мнемодорожек в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
В последние десятилетия значительно возросло количество детей со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, при котором страдает как артикуляционно-фонетическая, так и просодическая сторона речи. Поскольку это нарушение связано с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, период его устранения является довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации звуков. Это связано с тем, что при ОНР нарушено формирование основных компонентов речи (лексики, грамматики, фонетики) и высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). Ограничение объема зрительного и слухового восприятия у детей с данной патологией затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала, нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции, отставание в развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) делает суждения и умозаключения бедными, часто логически не связанными друг с другом.
Поскольку речь формируется и функционирует в непосредственной связи с остальными психическими процессами, при описанных патологических проявлениях должно осуществляться комплексное логопедическое воздействие, включающее не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
В логопедической практике существуют разнообразные традиционные и нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии работы по этому направлению. Далее будут представлены эффективные приемы работы над автоматизацией звуков на основе мнемотехники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти посредством образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы работы мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Процесс запоминания включает четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от внимания и мышления. Нарушения в работе этих психических процессов сделают невозможным произвольное запоминание.
Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между ними. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа услышанного или прочитанного напоминает рассказ по картинкам.
У детей с нарушением речи особенно важно развивать наглядно-образное мышление с опорой на символы, заместители, графические изображения, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Именно символы и знаки лежат в основе звукобуквенного анализа, математических представлений. Опора на визуальный образ обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает смысла текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текста в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловую значимость для рассказа поможет ребенку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения, например, стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания. Основой мнемодорожек являются чистоговорки и стихи.
Примеры мнемодорожек:
АСКА — АСКА — у Сани маска;
УСКА — УСКА — у Сони блузка;
ОСКА — ОСКА — у Насти соска;
ИСКА — ИСКА — у киски миска;
СА — СА — СА — меня ужалила оса;
СО — СО — СО — стал нос как колесо;
СЫ — СЫ — СЫ — не боюсь я злой осы;
СУ- СУ — СУ — я осу в руке несу!
Самокат
Самокат я сам катаю,
встану сам, сам разгоню.
Ну, а если сам сломаю
сам его и починю.