Консультация для родителей. Особенности обучения чтению старших дошкольников
Агафонова Анна Владимировна
гр. “Зайчата”
13.11.2021
Раннее обучение чтению – это проблема, которая обсуждается на протяжении длительного времени и имеющая как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, должна рассматриваться как одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком), слияние букв в слоги, слогов в слова. В процессе обучения чтению можно условно выделить две взаимосвязанные стороны: техническую и смысловую.
Причинами трудностей при обучении чтению являются:
1. Педагогическая запущенность (форсирование темпов обучения, недостаточный контроль за усвоением знаний, равнодушие семьи и др.)
2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при
неблагоприятных условиях проявляется.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе:
- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе;
- развивается аналитико-синтетическая деятельность;
- уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;
- появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.
Сформировать стабильный графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно-пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снижает количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги).
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.
Типичной ошибкой, осложняющей навыки чтения, является изучение алфавитных названий букв. Необходимо обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭС, а коротко Б, М, Ш, С, в противном случае затрудняется навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА. В итоге смысл прочитанного остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
Неправильным также является такой подход при обучении слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов:
- М и А будет МА;
- побуквенное чтение: М, А, М, А;
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения:
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; КККОТ.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма являются недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.