Одаренные дети - будущее России
Одаренные дети - будущее России
Поршнева Лидия Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 57 "Лукоморье"
«Одаренность – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе
особого внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать все
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный
плод.»
В.А. Сухомлинский.
Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющий стихийный, самодеятельный характер.
Творческие (художественные) способности ребенка проявятся в том случае, если он
• С ранних лет проявляет склонность к рисованию;
• В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
• Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• Не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
У ребенка литературное дарование, если он
• Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
• Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными).
Артистичный талант проявится у ребенка, если он
• Часто , когда ребенку не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
• Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает,
• Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• Пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
• С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
У ребенка спортивный талант, если он
• Предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования;
• Физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
• Смелы и не боятся синяков и шишек;
• Почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
• Двигаются легко, пластично, грациозно;
• Обладают высокой координацией движений;
• Ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• У них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
У ребенка музыкальный талант, если он
• Любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
• Быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
• Сочиняет мелодии;
• Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
• Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Рекомнедации родителям:
- Помните, что одаренные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может надолго выбить их из колеи.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.
- Будьте доброжелательны, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Прислушивайтесь к вопросам ребенка, отмечайте, чем ребенок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естесственными интересами и изучайте их.
- Выявляйте такие интересы, которые у Вас с ребенком могут совпадать, для успешного их развития.
- Необходимо организовать дополнительные заняти по развитию той или иной сферы интесов, в которой ребенок проявляет себя в большей степени.
При этом необходимо помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.