Познавательное развитие детей, имеющих нарушения речи.
Познавательное развитие детей, имеющих нарушения речи.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
А.В. Агафонова, воспитатель
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
Речь – средство приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения, основное средство общения.
Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения в школе. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают трудностей в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учёбе.
Сформированная речь подразумевает: развитый фонематический слух, чёткое, правильное звукопроизношение, достаточный словарный запас, владение грамматическими категориями, развитые коммуникативные умения (потребность и умение общаться), хорошую связную речь.
В норме у детей к концу дошкольного возраста должны быть сформированы все стороны речи.
В последние годы резко возросло количество детей, имеющих те или иные речевые нарушения. Несмотря на то, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии (у детей с нарушениями речи наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки), такие дети испытывают трудности в усвоении новых знаний, в переработке полученной информации, в общении и, как следствие, в качественной подготовке к школьному обучению.
Для того, чтобы более полно вовлечь детей с нарушениями речи в образовательный процесс, нами проводится индивидуальная и подгрупповая работа, в основе которой лежит мониторинг развития детей. Это, в свою очередь, способствует индивидуализации образования, необходимой для построения образовательной траектории каждого конкретного ребёнка, оптимизации работы с группой детей и соответствует требованиям ФГОС (2).
Для этой цели была разработана программа по развитию и коррекции речи детей.
Данная программа включает 4 периода:
1 – диагностический период. В течение этого периода производится оценка индивидуального развития детей по образовательным областям: познавательное развитие, как наиболее тесно связанное с речевым, и, непосредственно, речевое развитие по представленным ФГОС направлениям (оценки ставятся в баллах). Дополнительно обследуются все стороны речевого развития, а также состояние звукопроизношения детей.
2 – организационно - подготовительный период, в течение которого для улучшения показателей развития детей были сформулированы следующие задачи: развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным, социальным и природным миром; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; воспитание звуковой культуры речи; развитие фонематического слуха; развитие грамматического строя речи; формирование словаря; развитие связной речи; развитие диалогической и монологической форм речи (1).
3 – основной (коррекционный) период, в ходе которого осуществляется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Нами используются следующие методы и приёмы:
- показ, демонстрация, наблюдение; объяснение, вопросы, беседа;
- самомассаж кистей и пальцев рук; дыхательные упражнения;
- артикуляционная гимнастика; повторение слогов, слов, предложений за педагогом (для автоматизации звуков);
- звуковой анализ слогов и слов; пересказ, в том числе по схемам;
- описательный рассказ (по игрушкам, предметам, картинам, серии картин, схемам);
- рассказ из опыта;
- сюжетный рассказ;
- дидактические игры.
Работа планируется на два учебных года (старшую и подготовительную группы). Занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 занятия - развитие речи, 1- познание. Темы проводимых занятий напрямую связаны с лексической темой недели.
4 – итоговый период, в ходе которого проводится диагностика уровня развития детей. Промежуточная диагностика проводится также в конце первого года и в начале второго.
Как показывает практика, такая дополнительная работа эффективна, оказывает положительное влияние на развитие детей и их подготовку к школе.
Примечание:
1.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 352с.
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».- URL: http://www.sdojour№al.ru/.