г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Развитие эмпатии у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности

Копейкина Евгения Анатольевна, учитель-логопед

Русановская Татьяна Васильевна, воспитатель

МБДОУ № 57 «Лукоморье»

 

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В соответствии с ФГОС ДО одним из важнейших навыков социально-коммуникативного развития личности дошкольника является способность сопереживать, сочувствовать, понимать состояние других людей.

Слово эмпатия происходит от греческого -empatheia, что означает сопереживание. Эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченера для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека [2]. Важной стороной эмпатии является способность понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей сказок, произведений и героев мультфильмов.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений, так как сама по себе эмоциональная сфера не развивается, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи, ее необходимо развивать. У них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного с тяжелыми нарушениями речи [5].Так как у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, уровень развития мимики и пантомимики недостаточен, дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут понимать состояние других людей, «читать» эмоциональное состояние собеседника. Поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мы выбрали театрализованную деятельность. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека [1]. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность [3].

Возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии дошкольников заключается в том, что:

- это игровая деятельность, связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпайтийная деятельность);

- в театрализованной деятельности игровой образ, его содержание, требуют от ребенка не только внешнее перевоплощение, но и эмоциональное переживание, вхождение в содержание исполняемой роли;

- подготовка детьми спектакля побуждает их к активной работе: от сочувствия до сопереживания и содействия, вызывает подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка;

- театрализованная деятельность это системный процесс (ознакомление с будущим спектаклем, анализ сюжета и поступков героев, пробы себя в выбранной роли, разучивании ее, самостоятельным воплощением образа героя). Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию;

- каждый этап в театрализованной деятельности, сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль, быть его полноценными участниками. Возможности всегда реализуются в определенных условиях [4].

Работа в нашей группе по театрализованной деятельности проводится систематично. Мы активно используем потешки, игры-загадки, стихи, и диалоги, коммуникативные игры. Учим детей владеть выразительными средствами, передавать образ персонажа, мимикой, жестами, движениями, эмоциями. За последние два года мы с детьми поставили следующие спектакли: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Как купчиха постничала».

Таким образом, проводимая работа по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи показала:

- дети стали более общительными, уверенными в себе, освоили невербальные средства общения, научились преодолевать робость и стеснительность;

- стали более эмоциональные, научились выражать свои чувства;

- у детей значительно улучшилась память, качество произношения, выразительность речи.

В процессе театрализованной деятельности, помимо всех психических процессов, происходит развитие эмоций, воли, характера. Она позволяет детям пережить те чувства, которые должны испытывать изображаемые ими персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и т.п., то есть дошкольник учиться сопереживать овладевает умением проявлять свое отношение и у него увеличивается эмпатическая способность.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С.109.

2. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 26-35.

3. Гайворонская Т.А. // Детский сад от «А» до «Я». – 2008. - № 4. – С. 51-61.

4. Запорожец А. Роль игры в воспитании детей методическое пособие. – М.: Просвещение, 1976. – С. 96.

5. Петрушена Н.В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического гинеза /Логопед.- 2013- № 3.- С.10-13