Речевая готовность ребенка к школе
Агафонова Анна Владимировна, воспитатель гр. “Зайчата”
17.05.2021
Речевая готовность ребенка к школе
Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления.
Речевая готовность к школе подразумевает:
- сформированность звуковой стороны речи (владение ребенком правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп);
- сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать звуки);
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу (умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.);
- умение пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных);
- сформированность грамматического строя речи (умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам);
- необходимый словарный запас;
- хороший уровень развития связной речи (умение связно рассказывать и пересказывать, сохраняя смысл и содержание прочитанного, умение самостоятельно составлять рассказ-описание, развитие общения и речевой коммуникации; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка).
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка; во-вторых, у родителей есть возможность закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая
каждый звук, постепенно убыстряя темп, но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции. Страусы строят гнезда в сторонке. Странными смотрятся эти воронки. Ямки в песке роют быстро и просто стройные птицы высокого роста. Лось лосенку покупал Лодку лыжи и пенал. А лосиха- мама Ласты и панаму. Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей Стать шпионами хотят.
Для развития фонематических процессов полезны следующие упражнения: Собери, разбери слово: М, А, К – МАК; Л, У, К — ЛУК. Назови посуду которая начинается со звука С. В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине? Придумай слова, которые начинаются со звука О.
Для работы над языковым анализом и синтезом важно научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). - Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык). Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов. - Нарисуй схему к слову «лиса», «луна». Аналогично разбираются слова, которые придумал ребенок или взрослый. Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков. Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и, если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон». Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например, Баран+ ка=? Мо + розы=? Ми + галка=? - Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му». Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики… Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел». Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед: бато…, бидо…, патро… и т.д. 5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой. зАмок- замОк… Определять количество слогов в слове. - Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова). В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница». Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова. - Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босака — собака, ловосы - волосы, посаги - сапоги, лекосо - колесо, скоровода - сковорода). К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки: - Та-та-та — мы везем с собой кота… Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки. Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р –«эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.
Для формирования грамматического строя речи полезно поводить игры и упражнения: «Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, … «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных): Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое…. «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.): Один нож, три ножа, а пять ножей…. «Чей хвост?»: (образование притяжательных прилагательных): У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий… «Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»): Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками. «Найди предмет» (усвоение предлога «для»): Крышка нужна для…, спинка нужна для… «Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко…. Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные
одергивания, бестактные замечания недопустимы, так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.
Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного. У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов: - правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван-мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…) - уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка… Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет. Предложите назвать ребенку слова признаки: - Какая кастрюля? Ребенок говорит: чистая, далее ваше слово «глубокая» … и т. д. На ком закончатся слова, тот и выиграл…. Выделять четвертый лишний предмет: - самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар. - синица, воробей, грач, снегирь. Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао» … К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие. Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память). Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный - смешной). Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова: Снег — снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь.
Развитию связной речи способствует составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.; пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов; заучивание стихов. Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.