Рекомендация для родителей: «Когда идти к логопеду?»
Русановская Татьяна Васильевна
гр. “Калинка”
Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но не редко речевое развитие проходит со сложностями. Если вы заметили, какие то проблемы с речью, нужно как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду. Когда же стоит обращаться к логопеду?
К логопеду в 2 года:
- если не понимает речь взрослого;
- если не произносит никаких звуков;
- если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;
- если речевой дневник завели, а записывать в него нечего.
К логопеду в 3 года:
- если не строит предложения;
- если говорит на своем языке («каша» во рту);
- если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, в, ф.
Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирования мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.
К логопеду в 4 года:
- если не выговаривает звуки с, з, ц.
- если пропускает или переставляет местами слоги;
- если не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов.
Четыре года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и выполнять задания, он уже может контролировать собственную речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, желательно уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматика).
К логопеду в 5 лет:
- если не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ;
- если делает ошибки в окончании;
- если не умеет пересказывать;
- если отвечает на вопросы одним словом;
Пять лет – это возраст когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок может строить развернутые предложения и все меньше путает значения слов. Речь в пять лет уже больше похожа на взрослую.
К логопеду в 6 лет:
- если не выговаривает звуки л, р;
- если не умеет определить первый и последний звуки в слове;
- если не может запомнить буквы и выучить алфавит;
- если не умеет рассказывать;
- если не знает времен года;
- если путает «направо», «налево».
Шесть лет – это возраст когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно решить до школы, чтобы они не мешали учебе.