г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Готовим руку к письму

Учитель-логопед

Евгения Анатольевна Копейкина

Наверное, (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.

Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка». Задача пап и мам — помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.

К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы.
Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Необходимо также научить ребенка уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми и с тупыми закругленными концами).

Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите ему несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Кроме выхода из лабиринта, он может «искать сокровища». Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадет «5» или «6» — ребенок получает приз (наклейку), выпадет «1» — придется вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Полезны картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку, или картинки с точками без номеров, которые стоят достаточно близко, — некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Можете нарисовать несколько рядов точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложить ребенку шаблоны их соединения.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные — обводить можно что угодно, а получившиеся картинки дорисовывать и заштриховывать.

Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.

Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так — продемонстрируйте ему волшебство «копирки». Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.

Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой ее части. Пусть ребенок украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок — серединку можно заполнить крестиками, лепестки — точками, землю — вертикальными штрихами, небо — горизонтальными штрихами.

Терпения и успехов вам и вашему будущему школьнику
в трудном деле подготовки к обучению письму!