Развиваем словарный запас дошкольника
Развиваем словарный запас дошкольника
Развиваем словарный запас дошкольника
Дети часто затрудняются:
• в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий {рядом, близко, сбоку, слеза, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов;
• в выполнении интеллектуальных операции, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
• в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п.);
• в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок).
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие дидактические игры и упражнения.
«Что делает?»
Лампочка... (горит).
Корова... (мычит).
Доктор... (лечит).
Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай», когда ребенок по набору слов-действий узнает объект: прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка).
«Небылица»
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор подметает.
Огонь льется, а вода горит.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
«Игра с мячом»
Ребенок получает мяч и называет обратное действие:
залезть — ..;
вбежать — ..;
въехать —..;
скатиться — ... (И т. п.)
«Расскажи о предмете»
Ложка какая? (Большая.) А еще какая? (Железная, твердая...)
Стол какой? (Деревянный.)
Лопата какая? (Тяжелая.)
Ваза какая? (Хрустальная.)
Вариантом этого задания служит игра «Отвечай быстро!», когда ребенок по набору слов-определений узнает предмет: звонкий, быстрый, веселый... (мяч).
«Назови одним словом»
Рубашка, майка, свитер, брюки — это... (одежда).
Сандалии, ботинки, сапоги — это... (обувь).
Картошка, капуста, свекла — это... (овощи).
«Один — много»
Мяч — много мячей.
Лягушка — много... (лягушек).
Диван — много... (диванов).
Белка — много... (белок).
Повар — много... (поваров).
Кресло — много... (кресел).
Машина — много... (машин).
«Чем похожи?»
Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.
«Наоборот»
Дорога широкая, а тропинка... (узкая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
Чай горячий, а мороженое... (холодное).
Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать, а это является основой для последующего развития всех сторон речи.
учитель-логопед Копейкина Е.А.