Веселый язычок: артикуляционные упражнения
Учитель-логопед
Евгения Анатольевна Копейкина
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5—7 минут перед зеркалом и проводить ее в форме сказки.
«Птенчик»
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Иголочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка так, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямом, как линеечка).
«Котенок»
На блюдечко положить немного сгущенки (сметаны, варенья) и слизывать ее языком, как котенок. Можно лизать язычком мороженое.
«Конфетка»
При закрытом рте упираться языком поочередно то в правую, то в левую щеку, оттопыривая их изнутри.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, если упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно.