Выполняем дыхательную гимнастику
Учитель -логопед
Евгения Анатольевна Копейкина
Как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывает ли речь частые вздохи, не слишком ли часто у него дыхание?
Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
• правильный вдох — через нос (следите за этим);
• плечи не должны быть подняты;
• выдох должен быть длительным, плавным;
• следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
• каждое упражнение повторяйте не более 2—3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
«На качелях»
Ребенок лежит на спине, на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе — опускается.
«Шарики»
Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку — сдуть, затем другую щеку надуть и сдуть, надувать попеременно 4—5 раз.
«Ветряная мельница»
Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
«Снежинка»
Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка улетела.
«Листопад»
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья — это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.
«Кораблик»
Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.
«Мыльные пузыри»
Веселое и очень полезное занятие — выдувание мыльных пузырей.
«Надуем игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
«Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик — это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
«Перышко»
Легко дуть на перо, лежащее на столе.
«Чей пароход лучше гудит?»
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Пузырек касается подбородка. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался края горлышка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается — ребенок не соблюдает одно из требований.
«Шторм в стакане»
Для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Снегопад»
Сделайте рыхлые комочки из ваты — снежинки. Объясните ребенку, что погодное явление, при котором идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить «снегопад» у себя дома. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
«Морские волны»
Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды так, чтобы по воде шли слабые волны.
«Надуй шарик»
Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.
«Карандаш»
Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению плавного длительного выдоха, быстрому освоению труднопроизносимых звуков и являются профилактикой ОРВИ.