г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Авторская программа Оберег И.Б. Позднякова

Пояснительная записка

«ОБЕРЕГ» - программа формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о северном народном творчестве посредством ознакомления с мезенской росписью.

Программа утверждена экспертным Советом при Управлении образования

г. Северодвинска (20.02.2007); допущена областным экспертным советом Департамента образования и науки Архангельской области в качестве парциальной программы (Приказ Департамента образования и науки Архангельской области № 223/ 01 – 03 от 13.03.2009).

Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, к культурным и историческим традициям региона посредством знакомства с мезенской росписью.

Основными принципами построения программы являются:

1. доступность;

2. построение материала от простого к сложному;

3. систематичность и планомерность процесса обучения.

Структура программы: пояснительная записка, тематическое планирование на год, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, список литературы, перечень пособий, приложения, дидактический материал к занятиям. Содержание программы реализуется в трех блоках: сначала дети знакомятся с историей мезенской росписи, получают представления о средствах выразительности, затем составляют росписи на плоскостных фигурах и объёмных формах. В каждом блоке определена цель, обозначены задачи и предполагаемые результаты. Материал отобран в соответствии с задачами всех блоков, описан по единому алгоритму, что упрощает использование программы в образовательной практике.

В приложении представлены словарь диалектных и устаревших слов, литературный материал с северным колоритом, список музыкальных произведений, которые можно использовать в работе по данной теме, а так же диагностики, где определены критерии и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о мезенской росписи. Дидактический материал к занятиям включает в себя алгоритмические образцы выполнения декоративных элементов мезенской росписи, варианты композиционного построения узора на разных формах, образцы росписи предметов утвари.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Может использоваться как специализированная программа для углубленного изучения детьми старшего дошкольного возраста народного и декоративно-прикладного искусства севера. Не нарушая принципов и задач данной программы, педагог может использовать отдельные блоки или занятия по ознакомлению с мезенской росписью.

Программа для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на один год обучения. Занятия рекомендуется проводить с октября по май, один раз в неделю с подгруппой детей, во второй половине дня, продолжительностью 25 минут. В итоге - 30 занятий в год.

 

 

Тематическое планирование на год

 

 

№ блока

№ занятия

Тема

Вид

занятия

Коллич.

часов

Материал

I

1

«Волшебная прялка»

Беседа

1 ч.

-

 

2-3

«В гостях у мастера»

Рисование

2ч.

Бумага

 

4

«Путешествие в мир красоты»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

5

«Ленточный орнамент»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

6

«Мезенские птицы»

Беседа

1 ч.

-

 

7

«Волшебные утушки и курочки из страны Мезени»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

8

«Лебеди»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

9

«Мезенские животные»

Беседа

1 ч.

-

 

10

«Чудо - кони»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

11

«Олени- единороги»

Рисование

1 ч.

Бумага

II

1

«Шарфик»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

2

«Волшебная дорожка»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

3

«Новогодняя открытка»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

4

«Мастера – золотые руки»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

5

«Сказочный поднос»

Рисование

1 ч

Бумага

 

6

«Крышка для шкатулки»

Рисование

1 ч

Дерево

 

7

«Поделки на выставку»

Рисование

1 ч

Бумага

 

8

«Сувениры для пап»

Рисование

1 ч

Дерево

III

1

«Ярусное построение композиции в изделиях мезенской росписи»

Беседа

1 ч.

-

 

2

«Мезенская доска»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

3

«Мезенская прялка»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

4-5

«Мезенский поставок»

Конструир.

Рисование

2 ч.

Картон

 

6-7

«Мезенская коробуха»

Конструир.

Рисование

2 ч.

Картон

 

8

«Пасхальное яйцо»

Рисование

1 ч.

Яичная

скорлупа

 

9

«Дружная артель» (ложки)

Рисование

1 ч.

Дерево

 

10

«Утица»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

11

«Фантастические банки»

Рисование

1 ч.

Стекло

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I блок (11 занятий).                                                                                 

Задачи: Познакомить детей с историей промысла. Овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение. Дать представление об основных  средствах выразительности. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего края.                                                                                     

 

ТЕМЫ:

1.Беседа: «Волшебная прялка».

Цель: Познакомить детей с мезенской росписью, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления утвари. Пояснить хозяйственное предназначение различных предметов крестьянской жизни – поставок, коробух, солонок, туесов и т.д.  Вызвать интерес к данной росписи, эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, выполненных народными мастерами, желание рассматривать её и рисовать. Рассказать о символичности её элементов.    

 

2.«В гостях у мастера» (прорисовка простейших элементов).

Цель: Продолжать знакомить детей с мезенской росписью. Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия, находить их в композиции на готовых изделиях. Вспомнить понятие: «символ» с которым познакомились на предыдущем занятии. Раскрыть значение некоторых символов мезенской росписи. ( Н-р. рассказать о том, что исследователи полагают, что зигзаги и спирали есть не что иное, как изображения змей, символа мудрости). Учить рисовать концом кисти, держа её вертикально. Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах.

 

3.Продолжение «В гостях у мастера» (прорисовка более сложных элементов).

Цель: Познакомить детей с более сложными элементами, присущими данной росписи (луна, вода, огонь, тепло и т.д.). Показать их значение в росписи. Обучать их прорисовке. Напомнить о том, что при рисовании кисть вести по ворсу, а рука с кисточкой движется впереди линии. Продолжать учить, внимательно рассматривать произведения народного творчества, высказывать свое мнение по их поводу, выделять декоративные элементы, их композиционное расположение. Вызывать у детей чувство восхищения, любования, гордости северными мастерами. Развивать аккуратность, внимательность.

 

4.Рисование: «Путешествие в мир красоты» (мезенские деревья и цветы).

Цель: Познакомить с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи. Рассказать об их значении. Отметить, из каких простых элементов состоит изображение, как они расположены, как использован цвет. Закреплять умение рисовать спиралевидные элементы без отрыва руки, при рисовании цветов использовать прием примакивания. Уточнить с участием детей последовательность выполнения работы. В процессе работы поощрять интересные варианты изображений.

 

 

5.Рисование: «Ленточный орнамент».

Цель: Познакомить с элементом мезенской росписи - бердо, с принципом чередования и ритма. Анализ его построения. Обратить внимание детей на то, что при явной простоте благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера) он дает широкий простор для творчества. Объяснить, что ромбо –точечный орнамент, является символом плодородия. Продолжать учить рисовать концом кисти, закреплять прием примакивания, своевременно насыщать кисть краской, лишнюю снимать о край баночки. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

 

6.Беседа: «Мезенские птицы».

Цель: Познакомить с декоративным изображением птиц традиционных в мезенской росписи. Их видами (лебеди, утушки, курочки). Обратить внимание на то, что птицы мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны. Объяснить, что мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок - широко распространен в народном искусстве. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций.

 

7.Рисование: «Волшебные утушки и курочки из страны Мезени».

Цель: Учить изображать мезенских утушек и курочек. Дать четкую последовательность изображения. Соблюдать пропорции, особенности изображения формы головы, туловища, хвоста. В процессе рисования стимулировать создание более интересного и полного изображения.

Закреплять усвоенные ранее технические умения и навыки. Рассказать о том, что утка в фольклоре это особая птица. Она каждый вечер уносит солнце в подземный мир, сохраняя порядок вещей.  Воспитывать уважение к труду народных художников.

 

8.Рисование: «Лебеди».

Цель: Учить рисовать мезенского лебедя, дать четкую последовательность изображения. Продолжать учить, точнее, передавать пропорции и характерные детали. Добиваться создания четкого, крупного образа. Тем кто раньше закончит, предложить дополнить изображение знакомыми символами. Рассказать о том, что символ лебедя связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет и богатство. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом кисти).

 

9.Беседа «Мезенские животные».

Цель: Познакомить с декоративным изображением животных в мезенской росписи. Обратить внимание детей на то, что животные в мезенских роспиях сильно отличаются от реальных, а помещенные рисовальщиками над ними и между их ног солярные знаки свидетельствуют о неземном происхождении и создают впечатление вихря от быстро бегущих коней и оленей. Кроме того, нельзя не заметить, что изображение фигур животных очень схожи между собой. Отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

 

 

 

10.Рисование: «Чудо-кони».

Цель: Учить рисовать мезенского коня. Дать четкую последовательность. Обратить внимание на особенности рисования ног (как в зеркальном отражении, начинаются и заканчиваются капельками). Мордочки у коней двух видов: округлые или прямоугольные. Соблюдать пропорции (хвост - во всю длину ноги, длина ног равна высоте туловища с головой). Рассказать о том, что раньше в бытовой магии конь дополнительно нес солнечное значение. По верованию древних, он возносил солнце на небо каждое утро. Развивать мелкие движения руки при изображении деталей узора. Продолжать учить детей оценивать выполненные работы в соответствии с поставленной задачей.

 

11.Рисование: «Олени-единороги».

Цель: Учить изображать мезенского оленя, познакомить с четкой последовательностью создания изображения. Закреплять умение рисовать ноги (зеркальное отражение, на концах капельки). Мордочка – заостренная. Направлять внимание на передачу характерных деталей (мохнатая грудка, кончики ног). Олень, по верованиям, приносит счастье, веселье и связан с праздником Ильи – пророка.  Развивать равнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений при рисовании завитков (рога). Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности.

 

   Ведущими методами на данном этапе были объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

   Дошкольникам были предложены настольно-печатные игры: «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элемент», кубики «Собери картинку» и игры с настоящей утварью и фотографиями «Магазин сувениров» (цель: выбрать предмет быта и, не называя, описать его), «Что изменилось?» (на развитие внимания и памяти), «Найди лишнюю» (выбрать утварь с другой росписью).

   Выбор тех или иных  методов и приемов работы зависел от:

- содержания и задач занятия;

- уровня знаний детей;

- вида изобразительных материалов, с которыми работали дети.

 

II блок (8 занятий).

Задачи : обучить детей составлению декоративных композиций по мотивам мезенской росписи на плоских предметах разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал), и на новом для них материале-дереве, передавая  характер народной росписи, соблюдая форму элементов, пропорции и колорит. Развивать чувство симметрии, ритма, композиции  и глазомер. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

 

ТЕМЫ:

1.Рисование: «Шарфик» (узор на полосе, материал-бумага).

Цель: Учить детей правильно составлять композицию на полосе, используя известные элементы. Объяснить, что любому  орнаменту свойственны цельность, четкость ленточной композиции, ритмическая взаимосвязь  компонентов. Показать различные варианты составления узора на полосе. Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение элементов по величине (конь в 4 раза больше птиц и т.д.). Совершенствовать умения работать кистью быстро, свободно, без предварительной прорисовки.

 

2.Рисование: «Волшебная дорожка» (узор на полосе, материал-дерево).

Цель: Продолжать учить составлять узор на полосе, на новом материале дереве. Познакомить с особенностями дерева – частью живой природы и материалом, из которого изготавливали народные мастера предметы домашнего обихода. Самостоятельно продумывать детали узора, определять последовательность работы. В процессе рисования помогать в выполнении замысла: давать советы в подборе элементов, расположении на форме. Закреплять плавные непрерывные движения руки при работе с кистью.

 

3.Рисование: «Новогодняя открытка» (узор на квадрате, материал-бумага).

Цель: Вызвать у детей радостное настроение в преддверии праздника. Познакомить с различными вариантами оформления открыток. Предложить детям назвать приемы создания сложных узоров мезенской росписи на квадрате.  Обратить внимание на цельность, четкость композиции, ритмическую взаимосвязь элементов, правильное соотношение по величине отдельных изображений и их частей. Помочь добиться желаемого результата.

 

4.Рисование: «Мастера-золотые руки» (узор на квадрате, материал-дерево).

Цель: Продолжать развивать представления детей о мезенской росписи. Закреплять умение создавать узор на деревянной пластине квадратной формы по мотивам мезенской росписи, используя знакомые элементы (прямые, волнистые линии, дуги, мазки, утушки, олени и т.д.). Вспомнить правила работы с красками при рисовании на дереве. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приемов, поощрять стремление детей добиваться большей точности и аккуратности изображения элементов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям, подчеркивать их особенности.

   

5.Рисование:  «Сказочный поднос» (узор на круге, материал-бумага).

Цель: Учить создавать более сложные узоры по мотивам мезенской росписи на круглой форме. Располагать узор в соответствии с данной формой. Продумывать детали узора по своему желанию. Напомнить детям о необходимости ритмично располагать элементы (на одинаковом расстоянии, равномерно), об использовании характерных деталей. Развивать зрительный контакт за движением руки при рисовании. В конце занятия рассмотреть расписные изделия. Выбрать наиболее удавшиеся.       

 

6.Рисование: «Крышка для шкатулки» (узор на круге, материал-дерево).

Цель: Рассмотреть образец и назвать элементы орнамента, из которых построен узор. Обратить внимание на равномерное расположение элементов узора и одинаковое расстояние всей каймы от края. Спросить о последовательности выполнения узора. Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать представление о выразительных возможностях предложенного материала. Передавать в своей работе характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

 

7.Рисование: «Поделки на выставку» (узор на овале, материал-бумага).

Цель: Учить создавать более сложные узоры по мотивам мезенской росписи на овальной форме, включая знакомые элементы, варьируя их размер, положение на форме. Поощрять интересный замысел. В процессе работы помочь тем, кто будет испытывать затруднения в последовательности изображения, расположении на форме, передаче пропорций и характерных деталей. Продолжать учить свободно и легко (концом кисти) рисовать завитки в разные стороны. Развивать умение оценивать свои работы и работы товарищей, сопоставляя полученные результаты с задачей.

 

8.Рисование: «Сувениры для пап» (узор на овале, материал-дерево).

Цель: Продолжать учить задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность ее исполнения. Обратить внимание на равномерное расположение узора и одинаковое расстояние всей каймы от края. Следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего народа.         

 

 В данном цикле мы использовали следующие методы: Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. 

   Дошкольникам были предложены игры с настоящей утварью или  фотографиями: «Найди лишнюю», «Что изменилось?» и настольно-печатные: «Лото», «Найди элемент узора», «Собери картинку», «Составь узор» и др.

 

III блок (11 занятий)

Задачи: научить детей создавать более сложные композиции на объёмных формах, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на предмете. Продумывать детали узора по своему содержанию. Развивать, зрительный контроль за движением руки при рисовании. Воспитывать чувство национальной  самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры. 

 

ТЕМЫ:

1.Беседа: «Ярусное построение композиции в изделиях мезенской росписи».

Цель: Обратить внимание на характерную особенность мезенской росписи – наличие полос или ярусов (подземном, наземном и надземном). Дать знания о ярусном построении композиции в изделиях (доски, прялки), о том, что в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, а в верхнем –птицы. Причем в среднем, к изображениям животных добавляются изображения птиц. Ярусы – миры разделяются горизонтальными  полосами, заполненными геометрическим узором. На внутренней стороне прялок помещают «бытовые сцены».

 

2. Рисование: «Мезенская доска» (материал-дерево).

Цель: Продолжать знакомить с ярусным построением росписи разделочной доски. Учить, внимательно рассматривать предмет, рассказывать о средствах выразительности. Предложить продумать композицию. Направлять внимание детей на то, чтобы они добивались большей точности своих работ, напомнить об использовании характерных деталей. Закреплять умение правильно пользоваться кистями разного размера и красками. Объяснить, что в каждой работе живет частичка души человека, который её сделал или расписал.                                       

 

3.Рисование: «Мезенская прялка» (материал-дерево).Подарок мамам на 8 марта.

Цель: Продолжать овладевать первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры, предметах домашней утвари. Рассказать детям о назначении прялки, о том, что по – местному мезенская прялка называлась прялицей – кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола. Учить создавать декоративную композицию на силуэте прялки с учетом правил ярусного построения узора.                                                                                                              

Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделия, желание выразить словом свое понимание, свою оценку его формы, строения, орнамента на нем.

 

4-5.Конструирование, роспись: «Мезенский поставок» (материал-картон).

Цель: Учить детей делать поделку из картона. Расширять, углублять знания о мезенской утвари. Обратить внимание детей на то, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяется формой вещи. Побуждать к самостоятельному поиску приемов декоративного украшения. В процессе работы направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного и поэлементного строя мезенского узора.

 

6-7.Конструирование, роспись: «Мезенская Коробуха» (материал-картон).

Цель: Продолжать учить детей расписывать объёмные изделия по мотивам народных декоративных узоров.  Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания орнамента. Развивать глазомер и чувство ритма. Направлять внимание на точную передачу пропорций. Доводить начатое до конца.

 

8.Рисование: «Пасхальное яйцо» (на яичной скорлупе).

Цель: Учить создавать узор на объёмной овальной форме. Рассмотреть образец, отметить особенности создания изображений на этой форме. Вспомнить знакомые приемы создания сложных узоров по мотивам мезенской росписи, находить красивое композиционное решение. Работать аккуратно, учитывая хрупкость материала. Продумывать детали орнамента. Совершенствовать умение рисовать тонкие плавные линии концом кисти.

 

9.Рисование: «Дружная артель» (роспись деревянной ложки).

Цель: Познакомить с предметами обихода – деревянными ложками. Рассмотреть с детьми не очень сложные образцы их росписи. Обратить внимание на своеобразие построения композиции на данной форме. Предложить самостоятельно придумать узор из знакомых элементов мезенской росписи, определить последовательность работы. Поощрять интересный замысел. В конце занятия рассмотреть расписные изделия, отметить, какие элементы составляют узор, как они расположены. Продолжать воспитывать уважение к труду народных умельцев.

 

10.Рисование: «Утица» (материал-дерево).

Цель: Объяснить, для чего раньше использовалась эта утварь (ковш). Предложить расписать форму, используя изображения цветов и деревьев. Рассказать о композиции из трех деревьев: два одинаковых располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.  Продолжать развивать зрительный контроль за движением руки при рисовании. Добиваться большей точности прорисовки элементов.

 

11.Рисование: «Фантастические банки» (материал-стекло).

Цель: Дать представление об ещё одном материале, который можно расписывать – стекло. Закреплять умение создавать композицию по мотивам мезенской росписи на объёмном изделии. Поощрять интересный замысел, следить за использованием, разнообразных способов создания изображений. Выделять основные элементы узора, дополнять их выразительными деталями. Продолжать воспитывать уважение к народному творчеству.

 

«ОБЕРЕГ» - программа формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о северном народном творчестве посредством ознакомления с мезенской росписью.

Программа утверждена экспертным Советом при Управлении образования

г. Северодвинска (20.02.2007); допущена областным экспертным советом Департамента образования и науки Архангельской области в качестве парциальной программы (Приказ Департамента образования и науки Архангельской области № 223/ 01 – 03 от 13.03.2009).

Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, к культурным и историческим традициям региона посредством знакомства с мезенской росписью.

Основными принципами построения программы являются:

1. доступность;

2. построение материала от простого к сложному;

3. систематичность и планомерность процесса обучения.

Структура программы: пояснительная записка, тематическое планирование на год, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, список литературы, перечень пособий, приложения, дидактический материал к занятиям. Содержание программы реализуется в трех блоках: сначала дети знакомятся с историей мезенской росписи, получают представления о средствах выразительности, затем составляют росписи на плоскостных фигурах и объёмных формах. В каждом блоке определена цель, обозначены задачи и предполагаемые результаты. Материал отобран в соответствии с задачами всех блоков, описан по единому алгоритму, что упрощает использование программы в образовательной практике.

В приложении представлены словарь диалектных и устаревших слов, литературный материал с северным колоритом, список музыкальных произведений, которые можно использовать в работе по данной теме, а так же диагностики, где определены критерии и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о мезенской росписи. Дидактический материал к занятиям включает в себя алгоритмические образцы выполнения декоративных элементов мезенской росписи, варианты композиционного построения узора на разных формах, образцы росписи предметов утвари.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Может использоваться как специализированная программа для углубленного изучения детьми старшего дошкольного возраста народного и декоративно-прикладного искусства севера. Не нарушая принципов и задач данной программы, педагог может использовать отдельные блоки или занятия по ознакомлению с мезенской росписью.

Программа для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на один год обучения. Занятия рекомендуется проводить с октября по май, один раз в неделю с подгруппой детей, во второй половине дня, продолжительностью 25 минут. В итоге - 30 занятий в год.

 

 

Тематическое планирование на год

 

 

№ блока

№ занятия

Тема

Вид

занятия

Коллич.

часов

Материал

I

1

«Волшебная прялка»

Беседа

1 ч.

-

 

2-3

«В гостях у мастера»

Рисование

2ч.

Бумага

 

4

«Путешествие в мир красоты»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

5

«Ленточный орнамент»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

6

«Мезенские птицы»

Беседа

1 ч.

-

 

7

«Волшебные утушки и курочки из страны Мезени»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

8

«Лебеди»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

9

«Мезенские животные»

Беседа

1 ч.

-

 

10

«Чудо - кони»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

11

«Олени- единороги»

Рисование

1 ч.

Бумага

II

1

«Шарфик»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

2

«Волшебная дорожка»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

3

«Новогодняя открытка»

Рисование

1 ч.

Бумага

 

4

«Мастера – золотые руки»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

5

«Сказочный поднос»

Рисование

1 ч

Бумага

 

6

«Крышка для шкатулки»

Рисование

1 ч

Дерево

 

7

«Поделки на выставку»

Рисование

1 ч

Бумага

 

8

«Сувениры для пап»

Рисование

1 ч

Дерево

III

1

«Ярусное построение композиции в изделиях мезенской росписи»

Беседа

1 ч.

-

 

2

«Мезенская доска»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

3

«Мезенская прялка»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

4-5

«Мезенский поставок»

Конструир.

Рисование

2 ч.

Картон

 

6-7

«Мезенская коробуха»

Конструир.

Рисование

2 ч.

Картон

 

8

«Пасхальное яйцо»

Рисование

1 ч.

Яичная

скорлупа

 

9

«Дружная артель» (ложки)

Рисование

1 ч.

Дерево

 

10

«Утица»

Рисование

1 ч.

Дерево

 

11

«Фантастические банки»

Рисование

1 ч.

Стекло

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I блок (11 занятий).                                                                                 

Задачи: Познакомить детей с историей промысла. Овладеть первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашней утвари, пояснить их хозяйственное предназначение. Дать представление об основных  средствах выразительности. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего края.                                                                                     

 

ТЕМЫ:

1.Беседа: «Волшебная прялка».

Цель: Познакомить детей с мезенской росписью, с историей промысла, особенностями, технологией изготовления утвари. Пояснить хозяйственное предназначение различных предметов крестьянской жизни – поставок, коробух, солонок, туесов и т.д.  Вызвать интерес к данной росписи, эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, выполненных народными мастерами, желание рассматривать её и рисовать. Рассказать о символичности её элементов.    

 

2.«В гостях у мастера» (прорисовка простейших элементов).

Цель: Продолжать знакомить детей с мезенской росписью. Учить прорисовывать простейшие элементы, запомнить их названия, находить их в композиции на готовых изделиях. Вспомнить понятие: «символ» с которым познакомились на предыдущем занятии. Раскрыть значение некоторых символов мезенской росписи. ( Н-р. рассказать о том, что исследователи полагают, что зигзаги и спирали есть не что иное, как изображения змей, символа мудрости). Учить рисовать концом кисти, держа её вертикально. Развивать точность движения руки, уверенность в своих силах.

 

3.Продолжение «В гостях у мастера» (прорисовка более сложных элементов).

Цель: Познакомить детей с более сложными элементами, присущими данной росписи (луна, вода, огонь, тепло и т.д.). Показать их значение в росписи. Обучать их прорисовке. Напомнить о том, что при рисовании кисть вести по ворсу, а рука с кисточкой движется впереди линии. Продолжать учить, внимательно рассматривать произведения народного творчества, высказывать свое мнение по их поводу, выделять декоративные элементы, их композиционное расположение. Вызывать у детей чувство восхищения, любования, гордости северными мастерами. Развивать аккуратность, внимательность.

 

4.Рисование: «Путешествие в мир красоты» (мезенские деревья и цветы).

Цель: Познакомить с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи. Рассказать об их значении. Отметить, из каких простых элементов состоит изображение, как они расположены, как использован цвет. Закреплять умение рисовать спиралевидные элементы без отрыва руки, при рисовании цветов использовать прием примакивания. Уточнить с участием детей последовательность выполнения работы. В процессе работы поощрять интересные варианты изображений.

 

 

5.Рисование: «Ленточный орнамент».

Цель: Познакомить с элементом мезенской росписи - бердо, с принципом чередования и ритма. Анализ его построения. Обратить внимание детей на то, что при явной простоте благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера) он дает широкий простор для творчества. Объяснить, что ромбо –точечный орнамент, является символом плодородия. Продолжать учить рисовать концом кисти, закреплять прием примакивания, своевременно насыщать кисть краской, лишнюю снимать о край баночки. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

 

6.Беседа: «Мезенские птицы».

Цель: Познакомить с декоративным изображением птиц традиционных в мезенской росписи. Их видами (лебеди, утушки, курочки). Обратить внимание на то, что птицы мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны. Объяснить, что мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок - широко распространен в народном искусстве. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций.

 

7.Рисование: «Волшебные утушки и курочки из страны Мезени».

Цель: Учить изображать мезенских утушек и курочек. Дать четкую последовательность изображения. Соблюдать пропорции, особенности изображения формы головы, туловища, хвоста. В процессе рисования стимулировать создание более интересного и полного изображения.

Закреплять усвоенные ранее технические умения и навыки. Рассказать о том, что утка в фольклоре это особая птица. Она каждый вечер уносит солнце в подземный мир, сохраняя порядок вещей.  Воспитывать уважение к труду народных художников.

 

8.Рисование: «Лебеди».

Цель: Учить рисовать мезенского лебедя, дать четкую последовательность изображения. Продолжать учить, точнее, передавать пропорции и характерные детали. Добиваться создания четкого, крупного образа. Тем кто раньше закончит, предложить дополнить изображение знакомыми символами. Рассказать о том, что символ лебедя связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет и богатство. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом кисти).

 

9.Беседа «Мезенские животные».

Цель: Познакомить с декоративным изображением животных в мезенской росписи. Обратить внимание детей на то, что животные в мезенских роспиях сильно отличаются от реальных, а помещенные рисовальщиками над ними и между их ног солярные знаки свидетельствуют о неземном происхождении и создают впечатление вихря от быстро бегущих коней и оленей. Кроме того, нельзя не заметить, что изображение фигур животных очень схожи между собой. Отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

 

 

 

10.Рисование: «Чудо-кони».

Цель: Учить рисовать мезенского коня. Дать четкую последовательность. Обратить внимание на особенности рисования ног (как в зеркальном отражении, начинаются и заканчиваются капельками). Мордочки у коней двух видов: округлые или прямоугольные. Соблюдать пропорции (хвост - во всю длину ноги, длина ног равна высоте туловища с головой). Рассказать о том, что раньше в бытовой магии конь дополнительно нес солнечное значение. По верованию древних, он возносил солнце на небо каждое утро. Развивать мелкие движения руки при изображении деталей узора. Продолжать учить детей оценивать выполненные работы в соответствии с поставленной задачей.

 

11.Рисование: «Олени-единороги».

Цель: Учить изображать мезенского оленя, познакомить с четкой последовательностью создания изображения. Закреплять умение рисовать ноги (зеркальное отражение, на концах капельки). Мордочка – заостренная. Направлять внимание на передачу характерных деталей (мохнатая грудка, кончики ног). Олень, по верованиям, приносит счастье, веселье и связан с праздником Ильи – пророка.  Развивать равнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений при рисовании завитков (рога). Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности.

 

   Ведущими методами на данном этапе были объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

   Дошкольникам были предложены настольно-печатные игры: «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элемент», кубики «Собери картинку» и игры с настоящей утварью и фотографиями «Магазин сувениров» (цель: выбрать предмет быта и, не называя, описать его), «Что изменилось?» (на развитие внимания и памяти), «Найди лишнюю» (выбрать утварь с другой росписью).

   Выбор тех или иных  методов и приемов работы зависел от:

- содержания и задач занятия;

- уровня знаний детей;

- вида изобразительных материалов, с которыми работали дети.

 

II блок (8 занятий).

Задачи : обучить детей составлению декоративных композиций по мотивам мезенской росписи на плоских предметах разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал), и на новом для них материале-дереве, передавая  характер народной росписи, соблюдая форму элементов, пропорции и колорит. Развивать чувство симметрии, ритма, композиции  и глазомер. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

 

ТЕМЫ:

1.Рисование: «Шарфик» (узор на полосе, материал-бумага).

Цель: Учить детей правильно составлять композицию на полосе, используя известные элементы. Объяснить, что любому  орнаменту свойственны цельность, четкость ленточной композиции, ритмическая взаимосвязь  компонентов. Показать различные варианты составления узора на полосе. Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение элементов по величине (конь в 4 раза больше птиц и т.д.). Совершенствовать умения работать кистью быстро, свободно, без предварительной прорисовки.

 

2.Рисование: «Волшебная дорожка» (узор на полосе, материал-дерево).

Цель: Продолжать учить составлять узор на полосе, на новом материале дереве. Познакомить с особенностями дерева – частью живой природы и материалом, из которого изготавливали народные мастера предметы домашнего обихода. Самостоятельно продумывать детали узора, определять последовательность работы. В процессе рисования помогать в выполнении замысла: давать советы в подборе элементов, расположении на форме. Закреплять плавные непрерывные движения руки при работе с кистью.

 

3.Рисование: «Новогодняя открытка» (узор на квадрате, материал-бумага).

Цель: Вызвать у детей радостное настроение в преддверии праздника. Познакомить с различными вариантами оформления открыток. Предложить детям назвать приемы создания сложных узоров мезенской росписи на квадрате.  Обратить внимание на цельность, четкость композиции, ритмическую взаимосвязь элементов, правильное соотношение по величине отдельных изображений и их частей. Помочь добиться желаемого результата.

 

4.Рисование: «Мастера-золотые руки» (узор на квадрате, материал-дерево).

Цель: Продолжать развивать представления детей о мезенской росписи. Закреплять умение создавать узор на деревянной пластине квадратной формы по мотивам мезенской росписи, используя знакомые элементы (прямые, волнистые линии, дуги, мазки, утушки, олени и т.д.). Вспомнить правила работы с красками при рисовании на дереве. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приемов, поощрять стремление детей добиваться большей точности и аккуратности изображения элементов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям, подчеркивать их особенности.

   

5.Рисование:  «Сказочный поднос» (узор на круге, материал-бумага).

Цель: Учить создавать более сложные узоры по мотивам мезенской росписи на круглой форме. Располагать узор в соответствии с данной формой. Продумывать детали узора по своему желанию. Напомнить детям о необходимости ритмично располагать элементы (на одинаковом расстоянии, равномерно), об использовании характерных деталей. Развивать зрительный контакт за движением руки при рисовании. В конце занятия рассмотреть расписные изделия. Выбрать наиболее удавшиеся.       

 

6.Рисование: «Крышка для шкатулки» (узор на круге, материал-дерево).

Цель: Рассмотреть образец и назвать элементы орнамента, из которых построен узор. Обратить внимание на равномерное расположение элементов узора и одинаковое расстояние всей каймы от края. Спросить о последовательности выполнения узора. Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать представление о выразительных возможностях предложенного материала. Передавать в своей работе характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

 

7.Рисование: «Поделки на выставку» (узор на овале, материал-бумага).

Цель: Учить создавать более сложные узоры по мотивам мезенской росписи на овальной форме, включая знакомые элементы, варьируя их размер, положение на форме. Поощрять интересный замысел. В процессе работы помочь тем, кто будет испытывать затруднения в последовательности изображения, расположении на форме, передаче пропорций и характерных деталей. Продолжать учить свободно и легко (концом кисти) рисовать завитки в разные стороны. Развивать умение оценивать свои работы и работы товарищей, сопоставляя полученные результаты с задачей.

 

8.Рисование: «Сувениры для пап» (узор на овале, материал-дерево).

Цель: Продолжать учить задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность ее исполнения. Обратить внимание на равномерное расположение узора и одинаковое расстояние всей каймы от края. Следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего народа.         

 

 В данном цикле мы использовали следующие методы: Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. 

   Дошкольникам были предложены игры с настоящей утварью или  фотографиями: «Найди лишнюю», «Что изменилось?» и настольно-печатные: «Лото», «Найди элемент узора», «Собери картинку», «Составь узор» и др.

 

III блок (11 занятий)

Задачи: научить детей создавать более сложные композиции на объёмных формах, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на предмете. Продумывать детали узора по своему содержанию. Развивать, зрительный контроль за движением руки при рисовании. Воспитывать чувство национальной  самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры. 

 

ТЕМЫ:

1.Беседа: «Ярусное построение композиции в изделиях мезенской росписи».

Цель: Обратить внимание на характерную особенность мезенской росписи – наличие полос или ярусов (подземном, наземном и надземном). Дать знания о ярусном построении композиции в изделиях (доски, прялки), о том, что в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, а в верхнем –птицы. Причем в среднем, к изображениям животных добавляются изображения птиц. Ярусы – миры разделяются горизонтальными  полосами, заполненными геометрическим узором. На внутренней стороне прялок помещают «бытовые сцены».

 

2. Рисование: «Мезенская доска» (материал-дерево).

Цель: Продолжать знакомить с ярусным построением росписи разделочной доски. Учить, внимательно рассматривать предмет, рассказывать о средствах выразительности. Предложить продумать композицию. Направлять внимание детей на то, чтобы они добивались большей точности своих работ, напомнить об использовании характерных деталей. Закреплять умение правильно пользоваться кистями разного размера и красками. Объяснить, что в каждой работе живет частичка души человека, который её сделал или расписал.                                       

 

3.Рисование: «Мезенская прялка» (материал-дерево).Подарок мамам на 8 марта.

Цель: Продолжать овладевать первоначальными представлениями об атрибутах северной национальной культуры, предметах домашней утвари. Рассказать детям о назначении прялки, о том, что по – местному мезенская прялка называлась прялицей – кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола. Учить создавать декоративную композицию на силуэте прялки с учетом правил ярусного построения узора.                                                                                                              

Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделия, желание выразить словом свое понимание, свою оценку его формы, строения, орнамента на нем.

 

4-5.Конструирование, роспись: «Мезенский поставок» (материал-картон).

Цель: Учить детей делать поделку из картона. Расширять, углублять знания о мезенской утвари. Обратить внимание детей на то, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяется формой вещи. Побуждать к самостоятельному поиску приемов декоративного украшения. В процессе работы направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного и поэлементного строя мезенского узора.

 

6-7.Конструирование, роспись: «Мезенская Коробуха» (материал-картон).

Цель: Продолжать учить детей расписывать объёмные изделия по мотивам народных декоративных узоров.  Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания орнамента. Развивать глазомер и чувство ритма. Направлять внимание на точную передачу пропорций. Доводить начатое до конца.

 

8.Рисование: «Пасхальное яйцо» (на яичной скорлупе).

Цель: Учить создавать узор на объёмной овальной форме. Рассмотреть образец, отметить особенности создания изображений на этой форме. Вспомнить знакомые приемы создания сложных узоров по мотивам мезенской росписи, находить красивое композиционное решение. Работать аккуратно, учитывая хрупкость материала. Продумывать детали орнамента. Совершенствовать умение рисовать тонкие плавные линии концом кисти.

 

9.Рисование: «Дружная артель» (роспись деревянной ложки).

Цель: Познакомить с предметами обихода – деревянными ложками. Рассмотреть с детьми не очень сложные образцы их росписи. Обратить внимание на своеобразие построения композиции на данной форме. Предложить самостоятельно придумать узор из знакомых элементов мезенской росписи, определить последовательность работы. Поощрять интересный замысел. В конце занятия рассмотреть расписные изделия, отметить, какие элементы составляют узор, как они расположены. Продолжать воспитывать уважение к труду народных умельцев.

 

10.Рисование: «Утица» (материал-дерево).

Цель: Объяснить, для чего раньше использовалась эта утварь (ковш). Предложить расписать форму, используя изображения цветов и деревьев. Рассказать о композиции из трех деревьев: два одинаковых располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.  Продолжать развивать зрительный контроль за движением руки при рисовании. Добиваться большей точности прорисовки элементов.

 

11.Рисование: «Фантастические банки» (материал-стекло).

Цель: Дать представление об ещё одном материале, который можно расписывать – стекло. Закреплять умение создавать композицию по мотивам мезенской росписи на объёмном изделии. Поощрять интересный замысел, следить за использованием, разнообразных способов создания изображений. Выделять основные элементы узора, дополнять их выразительными деталями. Продолжать воспитывать уважение к народному творчеству.