г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Художественно – эстетическое развитие

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Цель:  Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  1. Развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Художественно-изобразительная  деятельность

Принципы (обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности):

·        Эстетизация   предметно-развивающей среды и быта в целом.

·        Культурное   обогащение (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов.

·        Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

·        Интеграция различных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности.

·        Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего).

·        Обогащение сенсорно-чувственного опыта.

·        Организация тематического пространства (информационного по­ля) - основы для развития образных представлений;

·        Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа.

·        Естественная радость (ра­дость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

Педагогические условия необходимые для эффективного художественного развития детей дош­кольного возраста:

·        Формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей.

·        Создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества.

·        Ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

Модель    эстетического   отношения к окружающему миру

·        Способность эмоционального пере­живания.

·        Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой  апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию (поисковым действиям).

  • Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

Методы эстетического воспитания:

·        Метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.

·        Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости     на прекрасное в окружающем мире.

·        Метод эстетического убеждения  (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».).

·        Метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре).

·        Метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной  художествен­ной практики.

·        Метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками).

·        Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности.

·        Метод эвристических и поисковых си­туаций.

Принципы интегрированного подхода:

·        В основе лежит понятие полихудоже­ственного развития.  Все искусства выступают как явления жизни в це­лом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчест­ва.

·        Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма взаимозаменя­емы. Они являются разным выражени­ем тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образ­ные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межп­редметных связей или взаимного ил­люстрирования одного искусства при­мерами другого - по их сюжету и со­держанию.

·        Интегрированный подход предпола­гает учет географических, историчес­ких, культурогенных факторов созна­ния произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, причем у некото­рых народов в определенные истори­ческие периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсут­ствовали.

·        Учет региональных, национально-ис­торических художественных традиций, связанных с местностью, материаль­ными объектами, духовной устремлен­ностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.

·        Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений челове­чества там, где они питаются достиже­ниями друг друга, нередко совмеща­ясь в одном лице.

 

Детское конструирование

Виды детского конструирования:

  • Из строительного материала.
  • Из бумаги.
  • Из природного материала.
  • Из промышленных отходов.
  • Из деталей конструкторов.
  • Из крупно - габаритных модулей.
  • Практическое и компьютерное.

 

Формы организации обучения конструированию:

 

  • Конструирование по образцу.
  • Конструирование по условиям.
  • Конструирование по модели.
  • Конструирование по замыслу.
  • Конструирование по теме.
  • Каркасное конструирование.
  • Конструирование по чертежам и схемам.

Взаимосвязь конструирования и игры:

  • Ранний возраст: конструирование слито с игрой.
  • Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение.
  • Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом.