Художественно – эстетическое развитие
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Художественно-изобразительная деятельность
Принципы (обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности):
· Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом.
· Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
· Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
· Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
· Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
· Обогащение сенсорно-чувственного опыта.
· Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
· Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
· Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Педагогические условия необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:
· Формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей.
· Создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества.
· Ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Модель эстетического отношения к окружающему миру
· Способность эмоционального переживания.
· Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
- Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
Методы эстетического воспитания:
· Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
· Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
· Метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».).
· Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
· Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной художественной практики.
· Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
· Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
· Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Принципы интегрированного подхода:
· В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
· Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
· Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсутствовали.
· Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
· Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
Детское конструирование
Виды детского конструирования:
- Из строительного материала.
- Из бумаги.
- Из природного материала.
- Из промышленных отходов.
- Из деталей конструкторов.
- Из крупно - габаритных модулей.
- Практическое и компьютерное.
Формы организации обучения конструированию:
- Конструирование по образцу.
- Конструирование по условиям.
- Конструирование по модели.
- Конструирование по замыслу.
- Конструирование по теме.
- Каркасное конструирование.
- Конструирование по чертежам и схемам.
Взаимосвязь конструирования и игры:
- Ранний возраст: конструирование слито с игрой.
- Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение.
- Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом.