г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Музыкальное развитие

В дошкольном учреждении по адресу: ул. Макаренко,1, занятия  по музыкальному воспитанию проводятся во всех возрастных группах.

Основные задачи музыкального воспитания:

 

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.

Если в дошкольном  возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке  у детей проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. 

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем  детям эстетический вкус.

Детский сад и семья - два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. 

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора до семи лет и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет  наши воспитанники систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учатся петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах.

         В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки,  развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией. Ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения, выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в танце свои чувства и эмоции, приглашать на танец друг друга и провожать после танца.

Все дети любят танцевать. Танцевать очень полезно для здоровья.

В  процессе танцевальной деятельности у детей развивается правильная осанка; в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

 

Также  на  музыкальных занятиях мы прививаем любовь к классической музыке, расширяем кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание. Это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем их раскрытию.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие и эмоциональное самочувствие ребенка. Ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление.

Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

         Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу получается петь и танцевать, для этого требуется время.

         На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос. Именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем.

В дошкольном образовательном учреждении  предусмотрено дополнительное образование в области  театрализованной деятельности.

Один раз в неделю  дети  второй младшей группы встречаются с  музыкальным руководителем – Паюсовой Татьяной Николаевной, которая зажигает в сердцах малышей любовь к прекрасному, помогает делать первые самостоятельные шаги в  театр. Занятия проводятся в музыкальном зале, где дети имеют возможность прикоснуться к миру творчества и стать его непосредственным участником.

Татьяна Николаевна уверена, что занятия по театрализованной деятельности оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Дополнительные занятия по  театрализованной деятельности развивают у детей образные  представления, творческие способности, воспитывают художественный вкус.

В  процессе театрализованной деятельности мы развиваем у детей интерес к   играм- драматизациям и кукольным спектаклям. Увлекаем детей образным преподнесением художественного материала( сказки, песенки, музыкальные игры). Учим детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать  эмоциональное состояние (жестами, мимикой, позой, движением). Вызываем желание и интерес действовать с элементами костюмов и атрибутами Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятий - 20 минут.

         На праздниках мы часто  используем драматизацию, музыкальные сказки. Сказочные спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Их можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков, движений.

В период рождественских каникул для детей творческая группа  педагогов  нашего учреждения показывает спектакли, кукольные спектакли.

Мы также активно сотрудничаем с театром кукол «Колобок» (Дом Корабела), артистами  театра из других городов.

Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой.

         Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста.

На музыкальных занятиях мы учим детей любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться.

         Хочется  родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми Вы уделяли внимание музыкальному воспитанию малышей и помогали реально воспринимать действительность во всей красоте и многообразии, не разрушая чудесный мир ребенка.

 

 

 

Желаем удачи!

Первая младшая группа (2-3 года)

 

МЫ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ

1. Приобщаем к слушанию музыки

2. Учим восхищаться прекрасным звучащим миром музыки, закладывая элементарные основы музыкальной культуры.

3. Увлекаем ребенка музыкой, обогащая его слуховой опыт и создавая запас музыкальных впечатлений.

4. Содействуем  деятельности слушания музыки:

5. Развиваем элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение, музыкальный образ, доступный ребенку;

7. Развиваем элементарно-сенсорное  восприятие некоторых средств музыкальной выразительности, способствующих созданию музыкального образа (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).

8. Способствуем  активным проявлениям детей в процессе слушания музыки

 

МЫ УЧИМСЯ ПЕТЬ

1. Приобщаем детей  к певческой культуре.

2. Приобщаем детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа

3. Побуждаем к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

4. Развиваем музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

5. Приобщаем к певческой деятельности

6.  Приобщаем к выразительному пению

7.  Приобщаем к элементарным певческим учениям: - напевному протяжному пению;- правильной певческой дикции; - согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; - современному началу и окончанию песни.

8. Приобщаем к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному с взрослым, под аккомпанементом и без него.

9. Побуждаем к освоению первоначальных музыкально-творческих, певческих проявлений (спеть колыбельную песню для мишки, плясовую для зайчика и т. д.)

УЧИМСЯ КРАСИВО ДВИГАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ

1. Побуждаем детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, ритмическую выразительность; обращать внимание на смену характера различных частей музыки.

2. Побуждаем к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.

3. Развиваем музыкально-сенсорные способности ребенка.

4. Приобщаем к музыкально-ритмической деятельности:

5. Приобщаем к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них, и связывать движения с музыкой.

6. Приобщаем к элементарным музыкально-ритмическим умениям

 (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки,  менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки, регистра, характера музыки).

7. Приобщаем к ориентировке в пространстве, учить двигаться с атрибутами.

8. Побуждаем детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношение в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания

9. Побуждаем к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх и свободных плясках.

УЧИМСЯ ИГРАТЬ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Увлекаем детей звучащими  музыкальными игрушками и детскими инструментами

2. Знакомим с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.д.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.

3. Знакомим с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых (свирель, дудочка); - ударно – клавишных (детское пианино, детские ударные игрушки).

4. Начинаем приобщать (эпизодически) к элементарному музицированию на металлофоне.

        

Вторая младшая группа(3-4 года)

 

 МЫ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ

1. Приобщаем детей к культуре слушания музыки, к основам музыкальной культуры, к различным направлениям музыкального искусства – произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного детям младшего дошкольного возраста.

1. Формируем представления об отражении в музыке чувств, настроений образов, явлений окружающей жизни, связанных с их жизнедеятельностью, прежде всего в мире родного дома и семьи.

3. Побуждаем к эстетическому наслаждению в процессе слушания музыки,     развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие высокохудожественных музыкальных произведений, элементарно воспринимать выразительность музыки (настроение, характер музыки, отдельные яркие интонации, художественный музыкальный образ).

4. Развиваем  музыкально-сенсорные восприятие: учим  вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, длительности, тембру, динамике.

5. Выражаем свои музыкальные впечатления и отношение к характеру  и музыкальному образу прослушанной музыки в элементарных эстетических суждениях; побуждать моделировать (условно-образно) на фланелеграфе содержание и характер музыки.

 

 МЫ УЧИМСЯ ПЕТЬ

1. Развиваем  музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и тематики.

2. Формируем музыкально-слуховые певческие представления, побуждать к целостному восприятию песни, познакомить с куплетной формой.

3. Учим воспринимать средства выразительности пения (настроение, характер музыки, некоторые чувства, интонации).

4. Побуждаем к восприятию способов певческих умений: четкой, правильной дикции, напевного, протяжного звуковедения, слаженности пения.

5. Побуждаем к сопереживанию характера и содержания, к эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, имеющие конкретное содержание, связанное с жизнедеятельностью детей.

6. Развиваем музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, динамическим отношениям, тембру.

7. Побуждаем элементарно выражать музыкальные впечатления и свое отношение к характеру и содержанию прослушанной песни в суждениях, в исполнительской, творческой деятельности.

8. Бережем и охраняем голос ребенка, побуждаем сохранять правильную осанку во время пения.

9. Приобщаем детей  к песенному творчеству, побуждать к музыкально-творческим проявлениям в пении.

 

 УЧИМСЯ КРАСИВО ДВИГАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ

1. Приобщаем детей к музыкально-ритмической культуре, доступной для детей.

2. Развиваем восприятие музыки и движений музыкальных игр, хороводов, танцев, детского народного, классического и современного репертуара различного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью детей в семье.

3. Формируем  музыкально-двигательные представления.

4. Развиваем целостное восприятие(музыки и движений) упражнений, игр, танцев, развивать интерес к ним.

5. Приобщаем детей к музыкально-ритмической деятельности, по содержанию связанной с миром ребенка, понятной детям по форме, доступности движений, длительности исполнения.

6. Побуждаем  к выразительному исполнению движений, меняя их соответственно изменению частей музыкального произведения, запоминать их.

7. Побуждаем к музыкально-творческим проявлениям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности.

 

ИГРАЕМ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Развиваем восприятие музыкальных произведений, исполненных на детских музыкальных инструментах и игрушках – металлофоне, бубне, барабане, треугольнике, дудочке, колокольчике и др.

2. Побуждаем выразительно, эмоционально передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.

3. Побуждаем  ритмически верно передавать особенности музыкального образа несложного произведения, соблюдая необходимые темп, регистр, метроритм, динамические оттенки, подбирая соответствующий по тембру музыкальный инструмент.

4. Приобщаем к основам правильных способов звукоизвлечения на треугольнике, бубне, барабане, колокольчике.

5. Побуждаем к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием, подбирая по тембру необходимые инструменты, исполняя соответствующие динамические оттенки и т.п.

 

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

 

 МЫ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ

  1. Приобщаем детей к культуре слушания музыки, накапливая опыт восприятия лучших произведений народного, классического и современного музыкального искусства, позволяющего формировать ценностные ориентации ребенка к ближайшей социальной среде (детскому саду).
  2. Формируем представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с произведениями, имеющими художественный музыкальный образ в развитии.
  3. Развиваем представления о первичных жанрах музыки, формировать далее представления о видах песни (хороводная), танцев (парный танец, хоровод).
  4. Развиваем целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений, передающих художественный музыкальный образ в развитии, динамике и побуждающих детей к эмоциональной отзывчивости.
  5. Развиваем  дифференцированное музыкальное восприятие средств музыкальной и внемузыкальной выразительности.

 

 

 МЫ УЧИМСЯ КРАСИВО ПЕТЬ

  1. Развиваем музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразной тематики, связанной с жизнедеятельностью ребенка.
  2.  Знакомим с образной основой песен, имеющих в своем содержании образ в развитии, содействовать эстетическому наслаждению при их прослушивании.
  3.  Развиваем целостное восприятие песен, побуждать воспринимать характер, интонации, настроение музыки песни, их изменение, динамику в развитии музыкального образа.
  4. Развиваем дифференцированное восприятие песен, учить воспринимать средства музыкальной и внемузыкальной выразительности, форму песни (куплет, припев, вступление).
  5. Учим петь напевно и отрывисто, соблюдая четкую правильную дикцию и слаженность пения.
  6. Охраняем, бережем голос детей.
  7. Побуждаем к выразительному исполнению песен, передаче контрастных характеров, настроений музыки и их изменений, а также интонаций, эмоций.
  8. Учим основам певческих умений (правильная осанка, напевное исполнение, четкая дикция, естественный звук, ансамбль).
  9. Побуждаем к песенному творчеству (импровизации своего имени, интонации, вопросно-ответной формы, песни, танца, марша), поиску замысла и средств для его реализации.

 

 УЧИМСЯ ДВИГАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ

 

  1. Продолжаем  развивать восприятие согласованности музыки и движений упражнений, игр, танцев, хороводов народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью  детей.
  2. Развиваем потребность в восприятии музыки и движений.
  3.  Развиваем дифференцированное восприятие музыки и движений, учить воспринимать, сравнивать музыкальные и внемузыкальные средства выразительности, используемые для развития музыкального образа игры, танца или побуждающие к смене движений.
  4. Побуждаем осваивать восприятие способов исполнения музыкально-ритмических движений (основные, сюжетно-образные движения, танцевальные шаги и движения, ориентировка в пространстве).
  5. Побуждаем эмоционально изображать в пластических движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая форму танца, композицию игры и используя средства музыкальной и внемузыкальной выразительности.
  6. Учим выполнять движения под музыку непринужденно и пластично, слаженно и ритмично в общем, подгрупповом и индивидуальном танце, игре.
  7. Ориентируем детей на самостоятельное исполнение выученного репертуара.
  8. Побуждаем передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии.
  9. В свободной пляске содействовуем осознанному изменению движений в связи с изменением контрастных частей музыки.

 

ИГРАЕМ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

  1. Развиваем музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара, исполняемых взрослыми или детьми на детских музыкальных инструментах.
  2. Учим способам игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Побуждаем играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее.
  4. Содействуем  выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки и передаче развития музыкального образа.
  5. Учим исполнять точно постоянную метрическую пульсацию и несложные ритмические рисунки на различных ударных музыкально-ритмических игрушках.
  6. Побуждаем самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для аккомпанемента знакомой песни, имеющей контрастные по характеру куплет и припев.
  7. Побуждаем самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты и игрушки для обогащения игровых образов сказки и своевременно играть на них при рассказывании сказки взрослым.

 

 

Музыкальное воспитание в ДОУ
Музыкальные руководители: Попова Марина Николаевна, Журко Илона Ильмаровна 1-й корпус Северная 7-а
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных. Психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
3. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Методические принципы:
1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников разработана на основе целей и задач общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова– СПб: 2011г., образовательной программы ДОУ и парциальных программ:
- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»;
- Каплунова «Ладушки»;
- Тарасовой К.В. « Гармония»;
- Бурениной А.И. « Ритмическая мозайка», Бурениной А.И., Сауко Т.« Топ- хлоп, малыши»;
- Суворовой Т.И. « Танцуй, малыш», « Танцевальная ритмика для детей»
методических разработок:
- Гоголевой М. Ю. «Логоритмика в детском саду»;
- Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия», « Оздоровительные досуги», « Забавы для малышей» и др.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей. Реализуем взаимодействие с другими образовательными областями программы: « Физическая культура», « Здоровье», « Коммуникация», « Познание», « Социализация», « Художественное творчество», « Чтение художественной литературы», « Безопасность».
Музыкальная деятельность строится по разделам: слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, творчество.
Формы работы: режимные моменты, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.
Огромную роль играет взаимодействие музыкального руководителя с узкими специалистами, педагогами ДОУ и родителями. Тесное сотрудничество с ними ведет к более эффективному, результативному сотрудничеству по развитию и воспитанию детей. Формы работы: семинары- практикумы, консультации, анкетирование, « круглый стол», беседы, участие в родительских собраниях, совместные мероприятия.
Контроль реализации программы осуществляется в форме мониторинга (или диагностического обследования детей) и проводится 2 раза в год, начиная со второй младшей группы. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях.