г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Познавательное развитие

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

1.     Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2.     Формирование познавательных действий, становление сознания.

3.     Развитие воображения и творческой активности.

4.     Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5.     Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6.     Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа

Развитие сенсорной культуры:

·        Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет.

·        Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

·        Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

·        Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

·        Формирование первичных представлений о себе, других людях Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

·        Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе - имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет.

Ребенок открывает мир природы:

·        Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения. Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

·        Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.). Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем:

·        Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать, изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

·        Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы.

·        предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

Пятый год жизни. Средняя группа

Развитие сенсорной культуры:

·        Различение и называние цветов спектра, 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).

·        Различение и называние геометрических фигур, воссоздание фигур из частей.

·        Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий).

·        Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху).

·        Формирование первичных представлений о себе, других людях Овладение умениями сравнивать людей разного возраста и пола, видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь в зависимости от сезона. Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии. Проявление интереса к общению со сверстниками.

·        Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.

Ребенок открывает мир природы:

·        Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы. Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.).

·        Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.).

·        Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы. 

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем:

·        Использование эталонов с целью определения свойств предметов. Сравнение объектов по пространственному расположению, определение местонахождения объекта в ряду.

·        Определение последовательности событий во времени по картинкам и простым моделям.

·        Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

Шестой год жизни. Старшая группа

Развитие сенсорной культуры:

·        Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов.

·        Различение и называние геометрических фигур.

·        Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба).

·        Проявление умения сравнивать предметы, выделять3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки.

·        Формирование первичных представлений о себе, других людях Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

·        Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

Ребенок открывает мир природы:

·        Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище).

·        Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком, отличия. Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.

·        Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.

·        Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем:

·        Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.

·        Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

·        Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой.

·        Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Развитие сенсорной культуры:

·        Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов.

·        Сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов, осознанный выбор их для продуктивной деятельности.

·        Формирование первичных представлений о себе, других людях Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразие социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.

·        Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

·        Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира - элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях.

Ребенок открывает мир природы:  

·        Представления о небесных телах и светилах.

·        Экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.

·        Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).

·        Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.

·        Накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).

·        Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем:

·        Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения как общепринятые, так и предложенные детьми. Проявление особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности.

·        Освоение состава чисел в пределах первого десятка. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т.ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач. Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых  изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

Консультации по познавательному развитию детей