г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Программа оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста «Растем здоровыми»

Авторы-составители: Выдрина С. В., инструктор по физкультуре; Викторова Т. Д.,старшая медсестра; Медведева Е. Л., заведующая МБДОУ «Детский сад №57 «Лукоморье»  комбинированного вида»; Королева Т. В., старший воспитатель.

Рецензенты: доцент кафедры педагогики СФПГУ, Сокольникова М. Н.; старший преподаватель ГОУ «АО ИППК РО», врач высшей кВ. категории по ЛФК и спорту, Хохлова Н. Н.; методист МОУ «ИМЦ», Тарасова Н. А.; заведующая ДШО детской поликлиники №4 СМАПУЗ «Ягры», Ангелова Е. Н.

Данная программа, разработанная коллективом педагогов и медицинских работников МБДОУ «Детский сад №57 «Лукоморье»  комбинированного вида», предусматривает охрану и укрепление здоровья ребенка и представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового дошкольника.

Формы работы по физическому воспитанию представлены блоками: создание здоровьесберегающей среды, обеспечение оптимального двигательного режима,  оздоровление дошкольников, взаимодействие с семьей. Программа ориентирована на инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников, руководителей дошкольных учреждений.

Введение

Здоровье – тема весьма популярная. О ней пишут в специальных научных изданиях и на страницах массовой прессы. Доклады и лекции, посвященные проблеме здоровья, собирают обширные аудитории. И все-таки, что такое здоровье?  Самое полное, на наш взгляд, определение дала Всемирная Организация Здравоохранения: «Здоровье – это физическое, психическое, социальное благополучие». Такая трактовка понятия «здоровья» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни, т.е. основой правильного поведения человека по отношению к своему здоровью. Но лишь 1-2% людей занимаются своим здоровьем. Хотя желание быть здоровым практически живет в каждом человеке, даже в ребенке. Поэтому, самое главное – обернуть это желание в действие, перевести в практику, т.е. научить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Этому должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует забывать также о том, что только в дошкольном возрасте самое благополучное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.  Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления и физического развития детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

 Предложенная нами программа -  попытка показать на практике систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей и их физическому развитию, обратить внимание работников дошкольных учреждений на специфические компоненты организации учебно-воспитательного процесса.

Пояснительная записка

Программа оздоровления и физического развития детей в условиях ДОУ «Растем здоровыми» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения, формирование навыков здорового образа жизни.

Общие положения

Научно - технический прогресс делает наших детей малоподвижными. «Гиподинамия» включает в себя весь комплекс симптомов, развивающихся  в организме в условиях дефицита двигательной деятельности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно - сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается самочувствие. Есть и еще один аспект. Общение взрослого и ребенка. Современные педагоги и психологи утверждают, что в общении взрослых и детей сейчас преобладают проявления раздражительности, недовольства, повышенный тон, возмущение, а порой и унижение ребенка. Нервная система детей не выдерживает. Отсюда стрессы, агрессия и т.п. И последнее, мы привыкли, и взрослые, и дети, заботу о здоровье переносить на плечи врачей. Не задумываясь, глотаем таблетки, часами простаиваем в очередь к врачу… А решение этих проблем рядом - физическая культура. В ее арсенале такие богатые средства, как движение, закаливание, гигиенические факторы. Нужно только научить детей правильно, разумно, регулярно пользоваться этими средствами.

            С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов, условия проживания, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, профилактических мероприятиях, создании определенных условий.

Работа нашего дошкольного учреждения по комплексной программе развития и воспитания дошкольников учреждения в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой дала возможность глубже изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и его физические возможности для осуществления индивидуально - дифференцированного подхода  во взаимодействии с детьми. Музыкально - ритмическое воспитание по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» обогатило содержание работы с детьми по развитию движений элементами гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики; способствовало воспитанию музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений. Современные подходы данных программ легли в основу нашей работы с детьми по физическому  воспитанию.

Программа «Растем здоровыми» включает целый комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие. Отличительными особенностями этой программы являются:

     - включение нетрадиционных форм оздоровления (дыхательная гимнастика, самомаcсаж, психогимнастика, гимнастика для глаз) в занятия физическими упражнениями;

     - введение дополнительных форм работы с детьми - занятия в тренажерном зале, динамический час, кружковая работа:

     - комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению, разработанный и реализуемый медицинскими работниками;

    - оборудование дополнительных помещений для занятий с детьми.

Цель и задачи программы

Цель: Сохранить и укрепить здоровье, обеспечить полноценное физическое развитие дошкольников.

Задачи:     1. Своевременно формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки, развивать физические качества ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

                  2. Проводить профилактические мероприятия, обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня.

                  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Способы проверки

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

Повышение уровня физической подготовленности у дошкольников (развитие физических качеств и формирование двигательных навыков).

 

Сохранение здоровья и снижение уровня заболеваемости.

 

Навыки здорового образа жизни.

Диагностика физ. подготовленности, утверждённая ген. директором департамента администрации Архангельской области от 24 января 1999г., диагностика освоения образовательной области программы «Детство» («Физическая культура»).

Анализ заболеваемости (ежемесячно).

 

 

Диагностика освоения образовательных областей программы «Детство» - «Здоровье», «Безопасность».

 

Основные принципы реализации программы

Принцип научной обоснованности - использование научно - обоснованных и практически апробированных методик.

Принцип оздоровительной и валеологической направленности - предусматривает валеологическое просвещение дошкольников, реализацию комплекса оздоровительных мероприятий.

Принцип индивидуализации (индивидуальности) - обеспечивает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, субъект-субъектного взаимодействия.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса - обеспечивает интеграцию содержания образовательных областей, соответствует развивающему образованию.

Принцип тесного взаимодействия с семьей – оказывает положительное влияние на качество педагогического процесса.

Блоки программы «Растем здоровыми»

Создание здоровье сберегающей среды

Оздоровление детей

Взаимодействие с семьей

Блоки программы

Обеспечение оптимального двигательного режима

     

 

1.      Создание здоровьесберегающей среды.

Содержание

Ответственные

 

1.

 

Использование необходимого оборудования:

- медицинского (люстра Чижевского, лампа «Соллюкс», парафиновые грелки, массажер «Коралл», ингалятор «Ромашка»);

- спортивного (малые тренажеры, различного вида и размера мячи, обручи, скакалки, степ-доски).

 

Заведующая

2.

Включение в образовательный процесс нетрадиционных форм двигательной деятельности с детьми (занятия на тренажерах, динамический час, оздоровительные игровые упражнения).

Старший воспитатель, инструктор по физкультуре

 

3.

Пополнение среды нестандартными пособиями, изготовленными руками педагогов и родителей для поддержания интереса детей к двигательной культуре.

Воспитатели,

инструктор по физкультуре

 

4.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение правил здорового образа жизни при организации образовательного процесса, своевременный ремонт мебели и оборудования).

 

Заведующая,

заместитель заведующей по хозяйственной части

 

5.

Обеспечение здорового ритма жизни:

- щадящий режим (адаптационный период),

- гибкий режим,

- личностно-ориентированный подход.

 

Заведующая,

старший воспитатель,

старшая медицинская сестра

 

2.      Обеспечение оптимального двигательного режима.

 

Виды двигательной деятельности

Возраст детей

Особенности организации

Ответственные

за проведение

1.

 

 

1.1

Физкультурно-оздоровительная

 

Утренняя гимнастика

 

 

3-7 лет

Ежедневно в зале или на свежем воздухе (сентябрь, май), длительность 5-12 минут, включая дыхательную гимнастику.

Воспитатели

1.2

Двигательная разминка

 

3-7 лет

Ежедневно в течение 7-10 минут (логоритмические игры, ритмическая гимнастика, малоподвижные игры, хороводные игры) в первой половине дня.

Воспитатели

1.3

Физкультминутка

 

3-7 лет

По мере необходимости, длительность 3-5 минут.

Воспитатели

1.4

Подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе

3-7 лет

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки (коллективно и с подгруппой детей) длительность 15-30 минут.

Воспитатели

1.5

Индивидуальная работа по развитию движений

3-7 лет

Не менее 2-х раз в неделю (целенаправленная работа с отдельными детьми), длительность 12-15 минут.

Воспитатели, инструктор по физкультуре

1.6

Прогулки-походы в Ягринский лес

5-7 лет

2 раза в год, длительность 1-2 часа.

Инструктор по физкультуре, воспитатели

1.7

Бодрящая гимнастика

3-7 лет,

 

Ежедневно после пробуждения и подъема детей, длительность до 10 минут, по комплексам, рекомендованным лечебно-физкультурным диспансером г.Северодвинска (дети 4-го года жизни начинают со второй половины учебного года).

Воспитатели

1.8

Занятия на тренажерах в спортивном зале

5-7 лет

2 раза в месяц в вечернее время, длительность 20-30 минут.

Воспитатели

1.9

Динамический час в спортивном зале и на свежем воздухе

4-7 лет

2 раза в месяц в вечернее время, длительность 15-30 минут, состоит из подвижных игр разной интенсивности.

Воспитатели

2.

Образовательная двигательная деятельность с учетом тематического подхода

3-7 лет

3 раза в неделю (2 – в спортивном зале, 1 – на свежем воздухе), длительность 15-35 минут, включая гимнастику для глаз.

Инструктор по физкультуре

3.

Самостоятельная двигательная деятельность

3-7 лет

Ежедневно в групповом помещении и на свежем воздухе.

Воспитатели

4.

 

4.1

Активный отдых

День здоровья

3-7 лет

1 раз в месяц

 

 

Инструктор по физкультуре, воспитатели

4.2

Физкультурный досуг

3-7 лет

1-2 раза в месяц в зале и на свежем воздухе, длительность 30-40 минут.

Инструктор по физкультуре, воспитатели

4.3

Игры-соревнования с первоклассниками школы № 24.

6-7 лет

1 раз в год в спортивном зале школы № 24, длительность 40-45 минут.

Инструктор по физкультуре, учитель физкультуры школы №24

4.4

Спортивные праздники

4-7 лет

2 раза в год на воздухе (зима, лето), длительность 30-60 минут.

Инструктор по физкультуре

4.5

Легкоатлетическая эстафета

6-7 лет

1 раз в год (весна), организуется спортивным комитетом города, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности.

Инструктор по физкультуре

5.

 

 

 

5.1

Внегрупповая дополнительная двигательная деятельность

 

Кружок «Веселые движения»

 

 

 

4-7 лет

2 раза в неделю, длительность 25-30 минут, по желанию детей и родителей.

 

Инструктор по физкультуре

5.2

Профилактическая гимнастика (по показаниям врача-ортопеда)

5-7 лет

2 раза в неделю, длительность 20-25 минут.

Инструктор по физкультуре

6.

 

 

 

6.1

Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи.

Пропаганда здорового образа жизни в семье.

3-7 лет

Оформление наглядной агитации в группах.

Инструктор по физкультуре, воспитатели

6.2

Совместные физкультурные занятия

3-7 лет

По обоюдному желанию родителей и детей, воспитателей.

Инструктор по физкультуре, воспитатели

6.3

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях.

 

Во время подготовки и проведения досугов, праздников, походов, посещения открытых мероприятий.

Инструктор по физкультуре, воспитатели

 

 

3.      Оздоровление детей.

Формы и методы

Содержание

Возраст детей

1.

Фитотерапия

- фитопитание (чаи, коктейли, отвары)

Все группы

2.

Диетотерапия

- рациональное питание,

- корректировка меню с учетом рекомендации врача-диетолога

Все группы

3.

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное),

- прогулки на свежем воздухе,

- сон при открытых фрамугах,

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

4.

Гигиенические и водные процедуры

- мытье рук,

- обширное умывание,

- игры с водой,

- обеспечение чистоты среды

Все группы

5.

Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов,

- музыкальное сопровождение фона занятий,

- вокальный кружок «Домисолька»

Все группы

 

Старший дошкольный возраст

6.

Психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,

- коррекция поведения

Все группы

7.

Специальное закаливание

- хождение по соляной дорожке,

- криомассаж,

- игровой самомассаж,

- дыхательная гимнастика

2-е младшая группа,

дошкольные группы,

все группы

 

8.

Стимулирующая терапия

- оздоровительные мероприятия (витамины, адаптогены и т.п.)

Все группы

4.      Взаимодействие с семьей.

Основные направления в работе

Содержание

1. Изучение семьи и традиций семейного воспитания

- первичный патронаж семьи,

- конференция для родителей, презентация дошкольного учреждения,

- анкетирование, определение социального статуса семей,

- составление паспорта группы

2. Психолого-педагогические знания - родителям

- оформление наглядной информации,

- пропаганда здорового образа жизни,

- выставки психолого-педагогической литературы,

- консультации, семинары, тренинги,

- родительские собрания,

- Дни открытых дверей

3. Центр консультирования родителей

- участие с детьми в совместной учебно-игровой деятельности,

- посещение Дней открытых дверей, праздников, развлечений, организованного времени,

- ознакомление родителей с психолого-педагогической характеристикой детей,

- наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей, беседы с родителями о достигнутых успехах, возникающих проблемах,

- индивидуальные, подгрупповые консультации

4. Обобщение и распространение опыта, активизация семейного воспитания

 

- персональные выставки детей и родителей,

- фотовыставки,

- презентация семьи

5. Коррекционная работа учителя-логопеда, педагога-психолога

Диагностика:

- беседы, тесты, анкетирование,

- непосредственное наблюдение

Коррекция:

- советы, рекомендации,

- специальные занятия,

- в русле режимных моментов,

- практические занятия, тренинги, игры и т.п.

Профилактика:

- создание условий,

- наглядная пропаганда,

- чтение специальной литературы,

- консультативный диалог