Воспитание и образование
Информация о направлениях деятельности и реализуемых программах
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного вида» реализует основную образовательную программу дошкольного образования и адаптированную образовательную программу для детей с ТНР
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (или законные представители), педагоги.
Характеристика контингента воспитанников ДОО представлена в таблице 1.
Возрастная категория |
Направленность групп |
Количество групп |
Количество детей |
От 1 до 2 лет |
Общеразвивающая |
1 |
20 |
От 2 до 3 лет |
Общеразвивающая |
4 |
68 |
От 3 до 4 лет |
Общеразвивающая |
2 |
40 |
От 4 до 5 лет |
Общеразвивающая |
4 |
80 |
От 5 до 6 лет |
Общеразвивающая |
2 |
46 |
От 6 до 7 лет |
Общеразвивающая |
1 |
23 |
От 5 до 7 лет |
Компенсирующая |
2 |
27 |
От 2 до 3 лет |
Оздоровительная |
2 |
30 |
От 3 до 4 лет |
Оздоровительная |
2 |
40 |
От 4 до 5 лет |
Оздоровительная |
1 |
42 |
От 5 до 6 лет |
Оздоровительная |
1 |
21 |
Всего групп (воспитанников) |
22 |
437 |
Детский сад укомплектован кадрами. Коллектив ДОО составляет 124 человека. Воспитательно – образовательную работу осуществляют 52 педагога: из них 44 воспитателя и специалисты: старший воспитатель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальные руководители .
Характеристика кадрового состава отражена в таблице 2.
По образованию |
Высшее педагогическое образование |
41% |
Среднее педагогическое |
59% |
|
По стажу |
До 5 лет |
16% |
С 5 до 10 лет |
15% |
|
С 10 до 15 лет |
7% |
|
Свыше 15 лет |
49% |
|
По результатам аттестации |
Высшая квалификационная категория |
13% |
Первая квалификационная категория |
27% |
|
Соответствие занимаемой должности |
25% |
|
Не имеют квалификационной категории |
25% |
Образовательная программа разработана в соответствии с:
-
Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
-
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).
-
Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352 с.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 1.6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи программы:
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа содержит следующие разделы:
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к её формированию, характеристики особенностей развития детей, а также планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В части, формируемой участниками образовательных отношений описаны особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В него входит:
- описание игровой деятельности;
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Кроме этого в содержательном разделе представлены:
- особенности образовательной деятельности разных видов деятельности и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
В Организационном разделе описана организация режима пребывания детей в ДОУ.
В части, формируемой участниками образовательных отношений прописаны:
1. Образовательный процесс в ДОУ:
- расписание НОД;
- режимы дня в группах;
- сетка образовательной деятельности в процессе режимных моментов в группах МБДОУ;
- тематическое планирование образовательного процесса;
- работа по формированию культуры здоровья;
- кружковая работа в МБДОУ;
-
Система управления организацией.
-
Условия реализации образовательной программы ДОУ (кадровое, учебно-методическое, информационное, материально-техническое, финансовое, психолого-педагогическое обеспечение, а также развивающая предметно-пространственная среда).
-
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
-
Преемственность в работе МБДОУ со школой.
-
Социальное партнёрство.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательный процесс ДОУ, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, участия в праздничных и досуговых мероприятиях, конкурсах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ:
«Здоровье» Парциальная программа дошкольного образования: В.Г. Алямовская. Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕСТВО-ПРЕСС", 2015г. Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
«Растём здоровыми» авторская программа коллектива МБДОУ № 57 по физическому развитию и оздоровлению дошкольников, 2005г. Цель: физическое развитие, сохранение, укрепление здоровья детей.
«Оберег» парциальная авторская программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о северном народном творчестве по средствам ознакомления с мезенской росписью Поздняковой И.Б., Монастырских О.А., Демидюк И.Д., 2007г.
Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, к культурным и историческим традициям региона посредством знакомства с мезенской росписью.
«Ты, я, он, она - вместе дружная страна» авторская программа коллектива МБДОУ № 57 по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, 2010г.
Цель: создание условий для формирования нравственной основы чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, к стране.