Консультация на тему: Развитие коммуникативных способностей у детей 4-5 лет в процессе музыкально - театрализованной деятельности
Консультацию подготовила:
музыкальный руководитель Паюсова Т. Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лукоморье» № 57», г. Северодвинск
В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования определяющей является развитие творческого потенциала дошкольников, которое происходит в условиях гибкой адаптации к быстро меняющимся реалиям социума.
На современном этапе развития в условиях введения ФГОС дошкольного образования на первый план выдвигается создание условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Знание возрастных особенностей детей дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.
Выдающийся русский психолог Л. С. Выгодский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы его творческой деятельности».
Музыкально-театрализованная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно-эмоционального мира ребенка, ведь музыка- искусство, обращенное к душе человека, что дает возможность эффективно использовать ее в коммуникативном развитии детей.
Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное и адекватное взаимодействие в процессе общения и выполнения совместной деятельности.
Коммуникативные способности – способности человека, которые проявляются в его общении с людьми, включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Развитие коммуникативных способностей наиболее интенсивно проходит в дошкольный период детства. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в обществе.
Коммуникативная сфера во многом определяет готовность ребенка к школьному обучению. В свою очередь умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости. В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи. Определенный уровень развития коммуникативных навыков способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции.
Наблюдения за детьми показали, что барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться часто является неумение ребенка выражать свои эмоции (недовольство, обиду, страх, удивление, радость). Небольшой объем пантомимических и мимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группах и формированию у детей чувства уверенности в своих силах.
Для успешного развития коммуникативных способностей в процессе музыкальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста мы используем совместную творческую деятельность, основанную на игре, свободных проявлениях, т.е. театрализованную деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний, эмоций.
Дети с удовольствием включаются в театрализованную игру: разыгрывают стихи, песенки, мини-сценки, сказки, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Включение театрализованной деятельности в структуру музыкальных занятий оказывает большое влияние на становление коммуникативной сферы и развитие эмоционального мира детей. Опыт работы с детьми показал, что музыкально-театрализованная деятельность позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время нее ребенок чувствует себя свободно и раскованно.
Театрализованная игра способствует самовыражению и самореализации ребенка. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена, и она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно проговаривать слова.
Ребенок, привыкший выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий мир. Музыкально-театрализованная деятельность является той необходимой развивающей средой, которая способна вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка, благотворно влияет на художественно-эстетическое развитие, формирует коммуникационные навыки.
Нами были разработаны и поставлены с детьми такие музыкальные спектакли, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Сказка о глупом мышонке», «Коза - дереза». При их подготовке использовались современные педагогические технологии, которые учитывали особенности музыкальной деятельности и способствовали коммуникативному развитию детей. Организуя совместную музыкально-театрализованную деятельность, в процессе работы над музыкальным спектаклем мы ставили своей задачей научить детей:
1) активно переживать содержание процесса деятельности;
2) активно участвовать в художественном самовыражении, поддерживать желание выступать перед своими сверстниками, родителями;
3) активно взаимодействовать с педагогом.
В работе с детьми старалась придерживаться следующих требований:
- тематика театрализованных игр должна быть содержательной и разнообразной;
- активность детей необходимо поддерживать на всех этапах подготовки и проведения театрализованной игры;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми должно осуществляться на всех этапах театрализованной деятельности;
- учитывать в работе с детьми, что художественная деятельность младших и средних дошкольников состоит из трех этапов: художественное восприятие литературных и музыкальных произведений; освоение специальных умений для выбранной «роли»; самостоятельная творческая деятельность.
Поделимся своим опытом организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на примере работы со сказкой С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Данный сюжет, взятый из хорошо известной с детства и всеми любимой сказки С.Я. Маршака интересен тем, что: 1)сюжет позволяет включить много действующих лиц и есть возможность дать роль каждому ребенку;
2) постановка отличается красочностью, включает выразительные костюмы и декорации;
3) в спектакле заняты дети, исполняющие роли положительных и отрицательных героев, вызывающих у детей различные эмоции;
4) в спектакле используется как классическая, так и современная музыка;
5) в процессе работы над музыкальным спектаклем дети в игровой деятельности закрепляют имеющиеся у них знания и умения в музыкально- ритмических движениях;
6) сказка служит прекрасной основой для пластической импровизации детей. Совместная творческая деятельность при создании спектакля позволила вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Наша работа над музыкальной постановкой проходила в несколько этапов.
Подготовительный этап.
1. Выбор пьесы и ее обсуждение. Моя задача заключалась в том, чтобы в процессе рассказывания, беседы вызвать интерес к произведению расширить кругозор, активизировать познавательный интерес детей. С детьми проводились беседы о том, как надо перевоплощаться, какие приемы можно использовать, исполняя разные роли (жесты, интонации, мимика). Несколько раз прочитывалась сказка, обсуждался сюжет сказки, поступки действующих персонажей.
2. Подбор музыки и составление фонограммы к мини-спектаклю. Эта работа оказалась наиболее трудоемкой, потребовала много времени. Дети предварительно знакомились с музыкой на музыкальных занятиях, в свободное от занятий время с воспитателями, а некоторые дети просили сделать им аудиозапись для прослушивания с родителями в домашних условиях.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно в этот процесс были вовлечены все дети. В работе с детьми использовались различные этюды и упражнения на выявление актерских умений. Например, детям предлагалось произнести текст с разными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно.
С большим удовольствием дети исполняли пантомимические этюды, изображали, как мышата: сладко спят; просыпаются, лапкой умываются; зовут маму;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка мини-танцев: «Уточка», «Лягушка», «Свинка», «Лошадка», «Курочка», «Кошечка», «Щука». Мы стремились к творческому раскрепощению детей, поэтому у нас не было специальной постановки танцев. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно находили наиболее удачные движения. Затем они получали задание двигаться, превращаясь в конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. С нашей помощью дети создавали простейшие танцевальные образы.
5. Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций, костюмов.
Основной этап.
Работа над музыкальным спектаклем «Сказка о глупом мышонке» проходила в определенной последовательности.
1. Работа над эпизодами. В процессе совместной деятельности один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, один и тот же текст звучал 3-4 раза, что позволяло детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее. В процессе работы над эпизодами давали детям установку, чтобы помочь им «войти в роль»:
1). Выбери настроение.
2). Подумай о голосе (силе, темпе), старайся говорить плавно, мелодично.
2. Работа над выразительностью речи и поведением, работа над ролью. Постоянно проводилась индивидуальная работа с детьми, у которых не все получалось с первого раза.
3. Репетиция отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. На этом этапе следили за
тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты, учила детей размещаться в зале, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение «актеров» отмечала и поощряла.
4. Репетиция произведения целиком с музыкальным сопровождением, с элементами костюмов, декораций.
Заключительный этап.
Премьера спектакля.
Обсуждение со зрителями и детьми.
Как показал опыт работы, участие детей в музыкальных спектаклях способствовало получению положительных результатов. В результате систематической совместной творческой работы дети освоили:
1.Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)
2. Пластические импровизации под музыку разного характера.
3. Прямую и косвенную речь, обогатили словарный запас.
4. Выражение основных эмоций и понимание чувств других детей, научились согласовывать свои действия с другими.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста является одним из ярких эмоциональных средств личностного развития детей. Она воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой.
Используя в работе с детьми театрализованную деятельность, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Мы стремимся к тому, чтобы коммуникативные навыки, полученные в театрализованной деятельности, в дальнейшем дети смогли использовать в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.
2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Методической пособие.- М.: ТЦ Сфера,2011.
3. Венгер Л. Педагогика способностей. М., 1973.
4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991.
5. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3.
6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2010.
7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
8. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
9. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.