г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Рекомендации педагогам по развитию артистических способностей детей

Подготовила: Музыкальный руководитель Паюсова Татьяна Николаевна

Артистические игры - это серьезно

Дети любят передразнивать друг друга, изображать артистов, певцов, танцоров. Они замечательные актеры с множеством масок. В этом им помогает воображение, одной из особенностей которого является насыщенность его очень яркими положительными эмоциями. В воображении детей почти всегда присутствует магическое «как будто бы». Если говорят о ком-то, что у него отсутствует воображение, можно сделать вывод: мимо этого человека прошел театр жизни. О таких людях говорят: «Он не доиграл в детстве».

Маленькие детишки любят выступать перед детьми и взрослыми - петь, читать стихи, танцевать. Став старше, они уже начинают стесняться, и это является следствием нехватки «сценического опыта». Впоследствии из таких детей могут вырасти некоммуникабельные, закомплексованные, скованные люди, не способные на открытое поведение, обедненные в творческом самовыражении, страдающие дефицитом воображения.

Глубоким заблуждением является тот факт, что к артистическим играм следует привлекать только активных, эмоциональных детей, у которых есть определенные предпосылки к данному виду деятельности. Но оказывается, можно «раскачать» робких и застенчивых ребятишек, развить у них природные задатки, так как все дети изначально талантливы.

Представленный материал поможет педагогам решить задачу развития воображения у детей в процессе артистических игр. Играть можно как индивидуально, так и объединяя дошкольников в подгруппы, что в свою очередь способствует формированию у них коммуникативных навыков. Дети учатся договариваться, планировать свою деятельность, распределять роли.

1. Итак, вначале можно предложить детям небольшой тренинг: произнести фразы с различными оттенками. Например, «прекрасное настроение», «ложись спать», «неудачный день» - вопросительным, любовным, насмешливым, безразличным, просительным, командным голосом.

2. Следующее задание связано с умением детей показать какое-то действие с помощью жестов и мимики, не используя предметы:

· перелистать книгу с толстыми или тонкими страницами;

· поочередно брать то холодные, то горячие предметы;

· поставить в стопку несколько тарелок, не произведя ни малейшего шума;

· наточить карандаш;

· протереть зеркало;

· понюхать цветок;

· вдернуть нитку в иголку и др.

3. Предложить детям поставить и снять небольшой сюжет по законам немого кино. Все актеры должны изображать роли мимикой, жестами и позой. Можно выбрать динамический сюжет из любой сказки. Например: встреча колобка с другими героями, Красной Шапочки с волком, посещение Машенькой дома трех медведей и т.д.

4. Можно также, изображая артистов пантомимы, одни упражнения озвучить, другие показать без звука. К примеру, создавая образ животного, передать его повадки, характер, издаваемые им звуки: голодного поросенка, злой собаки, обиженного попугая, гордого петуха, взъерошенного воробья, сердитого льва, ласковой кошечки, воркующих голубей.

Интересен показ и неодушевленных предметов, таких, как, часы с кукушкой, дверной замок, горящая свеча, цветок на ветру, работающая кофемолка, отбойный молоток, электродрель и т.д.

Не менее интересно можно показать с помощью пантомимы, но без звука такие сюжеты, как испорченный телевизор; велосипед с «восьмеркой» на колесе; дирижер, управляющий симфоническим, эстрадным или военным оркестром; бабушка, прогуливающаяся с собачкой на поводке; парикмахер, подстригающий длинную бороду; зубной врач, выдергивающий зуб; мама с разбегающимися или непослушными ребятишками; девушка во время начавшегося дождя и множество других сюжетов.

5. Интересна также передача текста стихотворения или песни с сурдопереводом, когда есть возможность сопровождать произведение мимикой, жестами, пластикой. Тексты могут быть следующими:

Медленно минуты уплывают вдаль.

Скорой встречи ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди!

 

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам.

А вода по асфальту рекой.

И неясно прохожим

В этот день непогожий

Почему я веселый такой!

***

К нам на елку, ой-ей-ей!

Дед Мороз пришел живой!

Ай да дедушка Мороз,

Что за щеки, что за нос!

Борода-то, борода,

А на шапке-то звезда.

На носу-то крапины,

А глаза-то папины!

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что артистические игры оказывают на детей не только эстетическое и воспитательное воздействие, но и познавательное. Эти игры можно вводить в педагогический процесс, начиная с младшего дошкольного возраста, используя весь комплекс средств и методов театрально-игровой деятельности. Благодаря артистическим играм обогащается эмоциональная сфера ребенка. И роль педагога заключается в том, чтобы помочь ему выразить эмоции мимикой, жестами и пластикой адекватно содержанию текста.