Рекомендации педагогам по развитию артистических способностей детей
Подготовила: Музыкальный руководитель Паюсова Татьяна Николаевна
Артистические игры - это серьезно
Дети любят передразнивать друг друга, изображать артистов, певцов, танцоров. Они замечательные актеры с множеством масок. В этом им помогает воображение, одной из особенностей которого является насыщенность его очень яркими положительными эмоциями. В воображении детей почти всегда присутствует магическое «как будто бы». Если говорят о ком-то, что у него отсутствует воображение, можно сделать вывод: мимо этого человека прошел театр жизни. О таких людях говорят: «Он не доиграл в детстве».
Маленькие детишки любят выступать перед детьми и взрослыми - петь, читать стихи, танцевать. Став старше, они уже начинают стесняться, и это является следствием нехватки «сценического опыта». Впоследствии из таких детей могут вырасти некоммуникабельные, закомплексованные, скованные люди, не способные на открытое поведение, обедненные в творческом самовыражении, страдающие дефицитом воображения.
Глубоким заблуждением является тот факт, что к артистическим играм следует привлекать только активных, эмоциональных детей, у которых есть определенные предпосылки к данному виду деятельности. Но оказывается, можно «раскачать» робких и застенчивых ребятишек, развить у них природные задатки, так как все дети изначально талантливы.
Представленный материал поможет педагогам решить задачу развития воображения у детей в процессе артистических игр. Играть можно как индивидуально, так и объединяя дошкольников в подгруппы, что в свою очередь способствует формированию у них коммуникативных навыков. Дети учатся договариваться, планировать свою деятельность, распределять роли.
1. Итак, вначале можно предложить детям небольшой тренинг: произнести фразы с различными оттенками. Например, «прекрасное настроение», «ложись спать», «неудачный день» - вопросительным, любовным, насмешливым, безразличным, просительным, командным голосом.
2. Следующее задание связано с умением детей показать какое-то действие с помощью жестов и мимики, не используя предметы:
· перелистать книгу с толстыми или тонкими страницами;
· поочередно брать то холодные, то горячие предметы;
· поставить в стопку несколько тарелок, не произведя ни малейшего шума;
· наточить карандаш;
· протереть зеркало;
· понюхать цветок;
· вдернуть нитку в иголку и др.
3. Предложить детям поставить и снять небольшой сюжет по законам немого кино. Все актеры должны изображать роли мимикой, жестами и позой. Можно выбрать динамический сюжет из любой сказки. Например: встреча колобка с другими героями, Красной Шапочки с волком, посещение Машенькой дома трех медведей и т.д.
4. Можно также, изображая артистов пантомимы, одни упражнения озвучить, другие показать без звука. К примеру, создавая образ животного, передать его повадки, характер, издаваемые им звуки: голодного поросенка, злой собаки, обиженного попугая, гордого петуха, взъерошенного воробья, сердитого льва, ласковой кошечки, воркующих голубей.
Интересен показ и неодушевленных предметов, таких, как, часы с кукушкой, дверной замок, горящая свеча, цветок на ветру, работающая кофемолка, отбойный молоток, электродрель и т.д.
Не менее интересно можно показать с помощью пантомимы, но без звука такие сюжеты, как испорченный телевизор; велосипед с «восьмеркой» на колесе; дирижер, управляющий симфоническим, эстрадным или военным оркестром; бабушка, прогуливающаяся с собачкой на поводке; парикмахер, подстригающий длинную бороду; зубной врач, выдергивающий зуб; мама с разбегающимися или непослушными ребятишками; девушка во время начавшегося дождя и множество других сюжетов.
5. Интересна также передача текста стихотворения или песни с сурдопереводом, когда есть возможность сопровождать произведение мимикой, жестами, пластикой. Тексты могут быть следующими:
Медленно минуты уплывают вдаль.
Скорой встречи ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам.
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий
Почему я веселый такой!
***
К нам на елку, ой-ей-ей!
Дед Мороз пришел живой!
Ай да дедушка Мороз,
Что за щеки, что за нос!
Борода-то, борода,
А на шапке-то звезда.
На носу-то крапины,
А глаза-то папины!
Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что артистические игры оказывают на детей не только эстетическое и воспитательное воздействие, но и познавательное. Эти игры можно вводить в педагогический процесс, начиная с младшего дошкольного возраста, используя весь комплекс средств и методов театрально-игровой деятельности. Благодаря артистическим играм обогащается эмоциональная сфера ребенка. И роль педагога заключается в том, чтобы помочь ему выразить эмоции мимикой, жестами и пластикой адекватно содержанию текста.