Роль русских народных праздников для детей старшего дошкольного возраста
В ФГОС ДО сформулировано, что в дошкольной организации должны быть созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.
Основной этап в развитии ребенка – это дошкольный период. В этот период ребёнок знакомится с миром социальных ценностей. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного воспитания, который будет отношение ребенка к миру и его проявлениям во всем его разнообразии. У ребенка дошкольного возраста формируются основы отношения к себе, к ближнему окружению и к обществу в целом. Духовно-нравственное воспитание дошкольника представляет собой специфическое педагогическое воздействие на приобщение ребенка к нравственными нормами поведения в процессе различных видов деятельности.
Благодаря народным праздникам с элементами фольклора дошкольники приобщаются к истокам русской культуры и сохраняют ее традиции. Русские народные праздники являются основой всестороннего развития ребенка, которые переплетаются через все образовательные области.
Мир дошкольного периода должен быть ярким и насыщенным. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, малыми жанрами фольклора и хороводными играми.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника и вовлечение детей в празднование.
Подготовка к празднику включает целый комплекс мероприятий.
На подготовительном этапе идет пополнение пространственной предметно-развивающей среды: внесение инвентаря, пополнение картотек, изготовление игр и народные костюмы.
На основном этапе шла подготовка к праздникам: познавательные беседы, разучивание потешек и прибауток, знакомство с хороводными играми и изготовление творческих работ (изготовление тряпичной куклы, лепка из соленого теста и т.д.).
На заключительном этапе проводились сами праздники такие как:
- «Осенины»;
- «Покров день»;
- «Синичкин день»;
- «Новый год»;
- «Колядки»;
- «Масленица»;
- «Жаворонушки»;
- «Вербное воскресенье»;
- «Пасха».
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста.
Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Русские народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.