г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Роль русского фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

         Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки являются мудростью, которая включает в себя свод правил жизни и кладезь яркого богатства нашего языка. Передавая предками из поколения в поколение «простую прозу» в настоящим временем называют «устным народным творчеством». С помощью прибауток и сказок мы можем показать детям культуру своего народа. Именно поэтому, в детском саду отведено определенное место для познавательной и воспитательной работы с целью возрождения культурных традиций и обычаев поморского народа.

Детский фольклор содержит в себе систему поэтических и музыкальных жанров.

Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – приобщают нас к истокам культуры. Важностью поморского фольклора является установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, насыщение чувствами и расширением словарного запаса детей и формирование положительного отношения ко всему окружающему миру.

         Устное народное творчество включает в себя задачи познавательного и воспитательного характера. В первые годы жизни, очень важно подключать потешки, маленькие песенки и прибаутки, потому что короткие и ритмичные фразы, проговариваемые взрослым, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонационная сторона голоса взрослого поможет ребенка успокоить или наоборот взбодрить.

         Русские народные сказки также занимают почетный пьедестал в воспитании детей. При знакомстве с сказкой важно соблюдать одно правило: «Сказку лучше не читать, а рассказывать, смотря детям в глаза». Очень легко перевоплотится в любого персонажа с помощью маски или голоса, и дети поверят в сказочный мир и окунутся в него с головой. При рассказывании сказок дети знакомятся не только с положительными и отрицательными героями, но и предметами быта: например, русской печью. Очень важно доносить до детей начало и конец сказки, которые могут начинать и заканчиваться одинаково, тогда дети смогут принимать участие в следующей сказке.

         Русский народный фольклор имеет особое значение для развития речи дошкольников. При знакомстве и заучивании обогащается словарный запас, развивается грамматический строй речи, формируется правильное произношение и речевое дыхание, воспитывается любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. При помощи воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерируя свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, способ жизни. Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводиться народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

         Из поколения в поколение с помощью прибауток, потешек, поговорок и закличек учат детей с раннего дошкольного возраста к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.