г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Значение художественной литературы в развитии речи детей дошкольников

«Если не умеешь говорить — учись читать».

Помпоний Л.

 

Художественная литература имеет особую роль в развитии речи дошкольников. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника. ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение. Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения.

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

https://sun9-78.userapi.com/impf/rYij7gHhwWKu-y81Rd1QJyeZ-ughxCqU9qBDAw/pAKMP4NWcNA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=abd1d3880f69d71dbda6c39c971677b8&type=albumhttps://sun9-35.userapi.com/impf/vfkJfgKw8f7yzloVkVSRPZs1EQruIZUs-NzFfg/Cj8ktjlI4qQ.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=163b5a5ae1dc9b55a846fef5483e4921&type=album

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки). Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театры, и т.д. Во всех таких книгах должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, учим детей замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

https://sun9-88.userapi.com/impf/2pNGWyYzyL1imqX3QnX3s6v-RqfZj9wefUZ3uA/blty182F45M.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=968a123c60ff20bda2364567a32d781b&type=albumhttps://sun9-86.userapi.com/impf/VWp6iit-lVZesgEMvwTHFq0FiUA1rDSykh-j5Q/pw0qUvx22Mc.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=4f047e74d705fc53c31912022f8ec696&type=album

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!