Как относиться к речевым ошибкам детей
Ежедневно общаясь с детьми, родители замечают разнообразные грамматические ошибки в их речи. К ним относятся:
- неправильные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (кошечков, стулов, глазов);
- неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в саде, на снеге, на шкафе);
- изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в кине, в пальте, на пианине);
- незнание рода имен существительных (вместо среднего рода женский или мужской, например, один колес, один яблок, моя варенья);
- ошибки в основе глаголов (плакаю, искаю, чесаю, бежу);
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных (твержее, плохее, первее);
- неправильное склонение числительных (по одном, с двоями, без три);
- отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов (у ей, к ему, с ими) и др.
Как показывают исследования развития детской речи, при усвоении ребенком какой-либо одной формы языкового значения, он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайный характер, на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя передразнивать малыша или смеяться над ним. Не следует пересказывать детские слова и фразы как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. С целью рассмешить взрослых дети могут начать умышленно коверкать слова. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Важно дать ребенку образец правильного употребления слов и фраз и попросить его повторить. Можно делать это в игровой форме с использованием игрушек, картинок.