Консультация для родителей: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В определённой мере проявляется умение формировать вопросы, подавать умственные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают своё мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей его качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают наиболее развёрнутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространённых предложений за счёт распространённых осложнённых и сложных.
Появляется умение довольно последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети ещё нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям ещё недостаточно развито. Развитие связной речи детей осуществляется в повседневной жизни и на занятиях.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
В возрасте 6 – 7 лет на развитие ребёнка оказывает влияние ближайшая перспектива поступления в школу. Всё большие требования предъявляются к его психическим процессам – памяти, мышлению, вниманию и личностным проявлениям. В этом возрасте у ребёнка укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений, заметно усиливается регулирующая функция коры. Дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве. Дети этого возраста уже способны длительно наблюдать за происходящим, могут преднамеренно запоминать (когда взрослые ставят перед ними цель – запомнить), внимание их отличается заметной устойчивостью. Помимо игры на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста влияют рисование, лепка, элементарное конструирование, характерна тяга детей к словесному общению со взрослым и сверстниками. В процессе общения дети учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мышление: оно конкретно, образно, наглядно, эмоционально. Но можно наблюдать элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления. Ребёнок уже мыслит о вещах, непосредственно не воспринимаемых, пытается делать общие умозаключения и выводы, оперирует отдельными несложными отвлечёнными понятиями.
Речь ребёнка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Ребёнок говорит грамматически правильно, речь его выразительна, относительно богата по содержанию.
Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли.
Словарь старшего дошкольника довольно обширен, причём в нём заметное место занимают отвлечённые понятия. Участвуя в игровой деятельности, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок увеличивает свой словарный запас, который в этом возрасте равен 3,5 тысячам слов.
В этот период речь занимает всё большее место в процессе общения и во всё возрастающей степени становится средством регулирования поведения. Чем лучше развита речь, тем выше уровень произвольного запоминания.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека. Ребёнок постигает в доступных ему пределах тайны живой и неживой природы, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Он становится и маленьким языковедом, так как учится осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Всё это необходимо для успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребёнка.