г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, то именно она становится предпочтительной формой работы по развитию речи детей.

Предлагаю Вашему вниманию несколько игр для развития речи.

Игра «Поймай - скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг.

Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное.

Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого

животного.

Образец:

корова - мычит;

лягушка - квакает;

кошка - мяукает;

волк -воет;

собака - лает;

тигр - рычит.

Игра «Кто как передвигается?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например, бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.). За правильный ответ дети получают картинки.

Игра "Скажи наоборот"

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Приходить- уходить,

Закрывать-открывать,

Вставать- ложиться,

Говорить- молчать.

Игра «Кто как ест?»

Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.

Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных.

Образец:

ворона каркает,

кошка мяукает,

свинья хрюкает,

собака лает.

Игра «Назови признаки осени»

Цель: учить детей называть признаки времён года (осень), развивать умение использовать в речи глаголы.

Вянут и желтеют трава, листья на деревьях.

По небу бегут серые тучи, идёт холодный дождь.

Опадает листва.

Птицы улетают в тёплые края.

Игра «Повтори и запомни»

Цель: развивать память, мышление, внимание.

Таня лепит. Дети лепят. Толя играет. Дети играют. Оля катается. Дети катаются.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы.

Ушами мы (что делаем?) слушаем.

Глазами (что делаем?) смотрим.

Головой (что делаем?) думаем.

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.

Медведь осенью засыпает, а весной...

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный ...

Вечером солнце заходит, а утром ...

Мальчик рукавичку уронил, а потом ...

Игра "Кто назовёт больше профессий?"

Цель: учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т.д.).

Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.)

Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)

Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры. Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

· Помидор круглый, а огурец… (овальный).

· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

· Помидор большой, а огурец… (маленький).

Игра с мячом «Одна семейка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры. Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

· Как называется сок из лимона? (Лимонный).

· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

Игра «Маленькие поварята»

Цель: активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого педагог достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель: развитие связной речи, мышления.

Описание. Взрослый помещает на наборное полотно схему составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

· Как он называется? Это фрукт или овощ?

· Где он растет?

· Какой он по величине?

· Какой он по цвету?

· Какой он по форме?

· Какой он на вкус?

· Какой он на ощупь?

· Что из него можно приготовить?

Игра «Угадай-ка!»

Цель: обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.