Формы обучения
Форма обучения - очная, в режиме полного дня (с 12-ти часовым пребыванием воспитанников)
Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы различаются:
- по количественному составу участников,
- характеру взаимодействия между ними,
- способам деятельности,
- месту проведения.
В МБДОУ используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы образовательной деятельности.
- Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.
- Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.
- Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД).
В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса)
НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:
- по ознакомлению с окружающим,
- по развитию речи,
- по музыкальному воспитанию,
- изобразительной деятельности,
- конструированию,
- формированию элементарных математических представлений,
- по физической культуре.
В МБДОУ проводятся следующие занятия (классификация С.А. Козловой)
В соответствии с дидактической задачей
- Занятия усвоения новых знаний, умений.
- Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений.
- Занятия творческого применения знаний и умений.
- Занятия, на которых одновременно решается несколько задач.
В соответствии с содержанием знаний (раздел обучения)
- Классические занятия по разделам обучения.
- Интегрированные (направленные на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22]).
- Комплексные (направленные на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22]).
НОД в МБДОУ проводятся с учётом гигиенических, дидактических, организационных требований
- Гигиенические требования:
- непосредственно образовательная деятельность проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
- не допускает переутомления детей на занятиях;
- предусматривает чередование НОД различной степени подвижности;
- предусматривает чередование различных видов деятельности на протяжении одного занятия.
- Дидактические требования
- точное определение образовательных задач НОД, ее места в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
- определение оптимального содержания НОД в соответствии с Программой и уровнем подготовки детей;
- выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
- обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД, рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью занятия;
- использование в целях обучения дидактических игр (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические, игры-инсценировки), словесных и игровых приемов, дидактического материала;
- систематический контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
- Организационные требования
- иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
- четко определить цель и дидактические задачи НОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
- не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- НОД в МБДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- использовать в образовательном процессе интегрированные и комплексные занятия, что позволит сделать процесс обучения осмысленным и интересным для детей.
В повседневной жизни обучение осуществляется с использованием разных видов деятельности и форм организации детей. Среди них:
- прогулка, включающая в себя: наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность,
- экскурсии;
- игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации, подвижные игры,
- дежурство детей по столовой, на занятиях;
- труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера досугов.
В МБДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, для организации индивидуальной работы с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- физкультурно-спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.