Информация о реализуемой адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП ДО) утверждена Приказом заведующего № 616 от 25.08.2023, является нормативно-управленческим документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса МБДОУ №57 «Лукоморье».
АОП направлена на создание социальной ситуации развития воспитанников, имеющих нарушения речи. Программа обеспечивает социальные и материальные условия, открывающие возможности позитивной социализации воспитанников групп компенсирующей направленности, формирования доверия к миру, к людям и к себе, личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей через построение системы коррекционно-развивающей работы. Методологическую основу программы составляют историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностная психология социализации ребенка, педагогическая антропология и педагогика сотрудничества.
На основе программы конструируется мотивирующая образовательная среда, представляющая систему условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социальных, материально-технических и др.) развития детей, имеющих нарушения речи.
Содержание программы включает в себя три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
-
Целевой раздел определяет цели и задачи программы, принципы и подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих нарушения речи, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров.
-
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и особенностями детей в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастно-психологических характеристик детей, имеющих нарушения речи, в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), познавательно-исследовательская (исследование и познание природного, социального, предметного мира в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разных материалов, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями)
-
Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности и коррекционной работы: (психолого-педагогических, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, кадровых, материально-технических, финансовых), включает в себя характеристику планирования, режима дня.
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), посещающих группу компенсирующей направленности ДОО, является программным документом. Программа разработана и утверждена в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 1 (далее - Стандарт).
Основой Программы является создание комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа создана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ТНР и обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья (далее – ОВЗ). ДОО обеспечивает воспитание, обучение, развитие и коррекцию речи детей от 5 до 8 лет.