г.Северодвинск, ул.Северная, д.7a, кор.1
8(8184) 57-47-34
г.Северодвинск, ул. Макаренко, д.1, кор.2
8(8184) 57-08-65
г.Северодвинск, ул. Свободы, д.4а, кор.3
8(8184) 57-28-38

Информация о реализуемой адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи


Адаптированная образовательная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП ДО) утверждена Приказом заведующего № 616 от 25.08.2023, является нормативно-управленческим документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса МБДОУ №57 «Лукоморье».

АОП направлена на создание социальной ситуации развития воспитанников, имеющих нарушения речи. Программа обеспечивает социальные и материальные условия, открывающие возможности позитивной социализации воспитанников групп компенсирующей направленности, формирования доверия к миру, к людям и к себе, личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей через построение системы коррекционно-развивающей работы. Методологическую основу программы составляют историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностная психология социализации ребенка, педагогическая антропология и педагогика сотрудничества.

На основе программы конструируется мотивирующая образовательная среда, представляющая систему условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социальных, материально-технических и др.) развития детей, имеющих нарушения речи.

Содержание  программы   включает  в  себя   три  основных  раздела –  целевой,  содержательный  и организационный.

  • Целевой  раздел  определяет  цели  и  задачи  программы,  принципы  и  подходы  к  психолого-педагогическому  сопровождению  детей,  имеющих  нарушения  речи,  планируемые  результаты  её  освоения  в виде целевых ориентиров.

  • Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития  и особенностями  детей  в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,  познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа  определяет   содержание  образовательных  областей  с  учетом  возрастно-психологических характеристик детей, имеющих нарушения речи,  в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная  (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), познавательно-исследовательская (исследование  и  познание  природного,  социального, предметного мира в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),  самообслуживание и элементарный бытовой труд,  конструирование из разных материалов,  изобразительная (рисование, лепка, аппликация),  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями)

  • Организационный   раздел  описывает  систему  условий  реализации  образовательной деятельности  и  коррекционной  работы: (психолого-педагогических,  особенностей  организации развивающей  предметно-пространственной  среды,  кадровых,  материально-технических, финансовых), включает в себя характеристику планирования, режима дня.

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), посещающих группу компенсирующей направленности ДОО, является программным документом. Программа разработана и утверждена в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 1 (далее - Стандарт).

Основой Программы является создание комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа создана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ТНР и обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья (далее – ОВЗ).  ДОО обеспечивает воспитание, обучение, развитие и коррекцию речи детей от 5 до 8 лет.